Фанон Франц
Фано́н Франц, Франц Омар Фанон (Frantz Omar Fanon) (20.7.1925, Фор-де-Франс, Мартиника – 6.12.1961, Бетесда, штат Мэриленд, США), классик постколониальных исследований, социальный философ, революционер. Ученик Э. Сезера – автора термина «негритюд». Сторонник панафриканизма, испытал влияние марксизма и психоанализа. Принципиальный противник политики колониализма, один из вдохновителей идей «новых левых» и сторонник революционной борьбы за деколонизацию (Fanon. 1965). Фанон оказал значительное влияние на развитие освободительных движений по всему миру (Fanon. 1967). Опираясь на принципы психоанализа, он продемонстрировал в своих работах тяжесть угнетённого положения темнокожего населения. Автор классических книг по критике расизма и политики колониализма «Чёрная кожа, белые маски» и «Проклятьем заклеймённые».
Фанон родился на Мартинике, бывшей на тот момент колонией Франции (ныне заморский департамент этой страны). После окончания школьного обучения участвовал во Второй мировой войне в составе французской армии. После войны обучался во Франции, в Лионе. В 1952 г. выходит одна из самых знаменитых его книг – «Чёрная кожа, белые маски». Изначально это был текст его диссертации, написанной в Лионском университете. Работа носит междисциплинарный характер и соотносится с такими течениями, как психоанализ, экзистенциализм и негритюд. В ней рассматриваются вопросы колониализма и его влияния на сознание угнетённых, в первую очередь темнокожих. Книга фокусируется на вопросах отношения между белым и темнокожим человеком и на восприятии этой оппозиции обеими сторонами взаимодействия. Фанон, используя элементы автоэтнографического метода, демонстрирует угнетённость положения темнокожего населения в колониальных и расистских структурах общества того времени. Автор пришёл к заключению, что белые люди ограничены рамками своего происхождения, в то время как темнокожие заперты в собственном расовом статусе. Книга фокусируется на разных аспектах расизма, которые может испытывать темнокожий человек: от вопросов языка и повседневного взаимодействия до особого восприятия самого себя в контексте расовой дискриминации.
После завершения работы над книгой Фанон активно участвовал в пропаганде идей деколонизации по всему миру. В 1953 г. он приехал в Африку, где занимался разной активистской и профессиональной деятельностью. С 1953–1956 гг. начал работать психиатром в Алжире, что оказало влияние на его последующие работы и взгляды. В этот период там особую популярность приобрёл Фронт национального освобождения, который ставил своей целью борьбу с колониальным влиянием Франции в этой стране. Позднее Фанон публиковался в тунисской прессе, работал в Гане, а в 1961 г. уехал в США, где и провёл остаток жизни.
Работа «Проклятьем заклеймённые» закрепляет статус Фанона в качестве радикального противника колониализма и сторонника антиколониального движения. Само её название отсылает к строчкам «Интернационала». Книга вышла незадолго до смерти Фанона (в 1961) с предисловием Ж.-П. Сартра. Одним из центральных вопросов в ней является проблема использования насилия в борьбе против колониальных устремлений некоторых стран с целью завоевать независимость для колонизированных народов. В ней он настаивает на том, что если колонизатор не видит в колонизированных людей, то «границы человеческого» не применимы и к нему самому со стороны угнетённых им. Для него жестокость – единственный доступный язык, на котором можно говорить с колонизаторами. Такие идеи появились в работах Фанона не в последнюю очередь как результат алжирского этапа в его жизни, связанного с сотрудничеством с Фронтом национального освобождения и опытом агитационной работы.
Работы Фанона оказали значительное влияние на развитие исследований расовой дискриминации, антиколониализма и вдохновили многих принять участие в освободительных движениях во различных странах мира в 20 в. В начале 21 в. тексты автора по-прежнему пользуются особой популярностью в контексте актуализации вопросов расовых отношений и социальной справедливости как в США, так и по всему миру.