Набоков и шахматы
Набоков и шахматы. Ещё в детские годы его научил играть в шахматы отец, а в юности В. В. Набоков увлёкся шахматной композицией. В 1920 г. он начал публиковать свои шахматные задачи в берлинской русской газете «Руль», где вёл шахматный раздел. Там же напечатал стихотворение «Шахматный конь» (1927), а вскоре и свою рецензию на книгу шахматного мастера Е. А. Зноско-Боровского «Капабланка и Алехин». Она заканчивалась словами: «Скромный, но пламенный поклонник Каиссы приветствует появление этой волнующей книги».
В последующие годы Набоков продолжал писать шахматные сонеты и публиковать композиции под псевдонимом Сирин. В одном из его «Лунных стихотворений» (1942) есть примечательные строки:
У нас есть шахматы с тобой,
Шекспир и Пушкин. С нас довольно.
В 1970 писатель выпустил сборник «Стихи и задачи» (Nabokov V. Poems and Problems. New Jork ; Toronto, 1970).
В. В. Набоков – автор одного из самых известных в мировой литературе романов на шахматную тему – «Защита Лужина» (опубликован в 1929–1930). Герой повествования – шахматный гений Александр Иванович Лужин. Его детские годы напоминают детство четвёртого чемпиона мира по шахматам А. А. Алехина, который первые шахматные уроки получил от матери (Лужин от папиной знакомой), а когда они заполонили его воображение, то скрывался от всех в каком-нибудь недоступном тихом месте и там «колдовал» с фигурами на шахматной доске. Неслучайно Алехин в детстве получил прозвище Тишайший. Но в гости к Алехиным приходили сильные московские шахматисты. Лужину повезло меньше. В отсутствие достойного партнёра он разыгрывал в уме партии известных маэстро, напечатанные в газетах и книгах. Хотя и его игра уже в ранней юности поразила знатоков «невиданной дерзостью и пренебрежением основными законами шахмат». Для описания переживаний и мук творчества Лужина писатель находит оригинальные метафоры и сравнения, свидетельствующие о глубоком проникновении в психологию человека, живущего в мире шахмат.
Набоков стремится показать, что его герой не просто самозабвенно играет в шахматы, он священнодействует. Он – абориген шахматной вселенной, а прочие – пришельцы из других миров; их несовместимость очевидна. «…Ибо что есть в мире, кроме шахмат? Туман, неизвестность, небытие…» По ходу романа становится всё более очевидно, что гроссмейстер Лужин бесконечно одинок в своём мире 64 полей.
«Тайна, к которой он стремился, была простота, гармоническая простота, поражающая пуще самой сложной магии», – пишет автор.