«Живая религия»
«Жива́я рели́гия» (англ. lived religion, франц. la religion veçue; в русских источниках иногда «проживаемая» или «переживаемая религия»), религиоведческая концепция для изучения верований, практик и их места в повседневной жизни людей. Широкий круг изучаемых явлений приводит к использованию в изучении живой религии методов антропологии, социологии, психологии, этнографии. Разрабатывается с конца 20 в. такими исследователями, как Дж. Холл и Р. Орси, а также М. Макгуайр, Н. Т. Аммерман и Д. Эрвьё-Леже. В Амстердамском университете работает Центр изучения живой религии.
Концепция «живой религии» связана с изучением вернакулярной религиозности, внерелигиозного сакрального и духовности. В фокусе внимания оказывается индивидуальный опыт взаимодействия с сакральным, а также материальные и телесные формы его проявления.
Все исследователи подчеркивают междисциплинарный характер исследований «живой религии». Р. Орси считает, что живая религия включает интерпретацию людьми своего опыта и личной истории, а также помещение этой интерпретации в контекст интерпретаций, созданных другими людьми. Его классическое исследование «Мадонна с 115 улицы: вера и община в итальянском Гарлеме, 1880–1950» (1988) посвящено итальянской общине Гарлема (Нью-Йорк). Анализируя местный религиозный праздник, он реконструирует социальные структуры и динамику развития «живой религии» в данном контексте.
В 1997 г. вышел первый сборник работ по «живой религии» в Америке. Дж. Холл, выступивший редактором издания, акцентировал внимание на изучении религиозных контекстов и содержаний практик обычных верующих. Отдельные статьи посвящены таким повседневным практикам, как обмен подарками, кремация, пение религиозных гимнов.
М. Макгуайр включает в понятие «живой религии» различные пограничные явления, как, например, духовность, гендерные практики, новые формы традиционных религий (неопятидесятничество, нетрадиционная медицина). Все они, с её точки зрения, представляют собой альтернативы традиционной религии, в первую очередь религии организованной, «церковной».
Среди слабых сторон концепции – неструктурированность исследовательского поля (из-за множества социальных сфер, где может быть обнаружена «живая религия»), а также отсутствие чётких критериев определения предмета изучения.