Ноэль
Ноэ́ль (от франц. Noёl – Рождество), французская рождественская песня.
Ноэль возник во Франции в 15 в. как род паралитургической музыки и поэзии. Текст ноэля обычно разрабатывал тему поклонения пастухов из истории Рождества Христова.
Восьмистрочная строфа ноэля имеет относительно сложное строение: четыре стиха 6-сложные, один – 12-сложный, два – 8-сложные, последний – 6-сложный. Существовали рефренная (с припевом) и безрефренная разновидности. Первый расцвет ноэля пришёлся на 16 в., когда были напечатаны многочисленные нотные сборники. Наряду с одноголосными создавались многоголосные ноэли в стиле полифонических шансон. Перетекстовке (контрафактуре) иногда подвергались распевы католического церковного обихода (гимны, секвенции и др.).
В 17 в. известны противоположные случаи контрафактуры народных ноэлей в литургической практике («Полуночная месса» М.-А. Шарпантье). Создавались также инструментальные обработки ноэлей (от простых гармонизаций до органных транскрипций французских музыкантов Н. Жиго, А. Резона, Н. Лебега).
Во время Французской революции 18 в. распевались ноэли с сатирическими и другими текстами, в том числе на мотив «Марсельезы». Молодой А. С. Пушкин назвал одно из своих сатирических стихотворений «Сказки. Noёl» («Ура! В Россию скачет / Кочующий деспо́т...», 1818).
В 19–20 вв. получили распространение романсы и арии на старинные тексты ноэлей (среди авторов – А. Адан), органные обработки напевов популярных ноэлей («Старый ноэль» С. Франка), стилизации ноэлей («Три ноэля» Ф. Мартена).