Нер Арт ван дер
Нер Арт ван дер (Aert van der Neer) [1603–1604(?), Амстердам – 9.11.1677, там же], голландский живописец.
Работал управляющим поместья близ Горинхема, где обучился живописи, вероятно, благодаря знакомству с художниками братьями Р. Г. и Й. Г. Кампхёйсен. Около 1632 г. поселился в Амстердаме и начал работать как живописец: его ранние произведения («Жанровая сцена», 1632, Национальная галерея, Прага; «Речной пейзаж со всадниками», 1635, галерея Эдель, Кёльн) демонстрируют влияния фламандских мастеров (А. Кейринкс) и художников франкентальской школы (Г. ван Конинксло, Г. де Хондекутер, Р. Саверей), использовавших приёмы фламандцев.
В 1640-х гг. стиль А. ван дер Нера достиг зрелости. Он ограничил своё творчество узким кругом пейзажных тем: зимних («Зимний вид на реке», около 1645, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Катание на коньках», 1650, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – ГМИИ, Москва; «Зимний пейзаж с игроками в колф», около 1650–1655, Рейксмюсеум, Амстердам) и ночных («Лунная ночь на реке», «Ночной пожар», обе – 1650, ГМИИ; «Пейзаж с мельницей», около 1646, «Ночной город», середина 17 в., обе – Эрмитаж; «Голландская деревня при восходе луны», Национальная галерея, Прага; «Лунный вид», Музей изобразительных искусств, Лейпциг). В рамках этих сцен он исследовал возможности живописной передачи различных состояний атмосферы и освещения – восходы, закаты, бураны, грозы, свет, пробивающийся сквозь толщу облаков, неяркое зимнее освещение и др. Колорит, построенный на сближенных цветах, восходит к «тональной» фазе в творчестве харлемских пейзажистов 1620-х – 1630-х гг. Как правило, вымышленные сцены Нера отличаются глубокой перспективой с высокой точкой зрения, диагональным развитием композиции, наличием стаффажных фигурок на первом и среднем планах. А. ван дер Нер, который, наряду с занятиями живописью, держал таверну в Амстердаме, в 1662 г. был объявлен банкротом и провёл остаток жизни в бедности.
Отец живописца Эглона ван дер Нера (1634, Амстердам – 1703, Дюссельдорф).