Литература майтхили
Литерату́ра майтхи́ли, литература на языке майтхили, одна из литератур Южной Азии. Представлена в Республике Индия и в Непале. Зародилась в Митхиле (ныне северный Бихар и юг Непала), одном из центров традиционной индийской учёности; до 20 в. существовала как придворная литература.
Древнейшим из сохранившихся памятников литературы майтхили считается сочинение Джьётиришвары Тхакура «Океан описаний» («Варнаратнакара», 14 в.) – своего рода учебник для поэтов, который содержит образцы поэтических описаний различных предметов и ситуаций. К концу 14 – середине 15 вв. относится творчество крупнейшего представителя литературы майтхили – Видьяпати. В 16–18 вв. литература майтхили развивалась преимущественно в Непале, где было создано много произведений в жанре кришнаитской танцевально-песенной драмы. В Митхиле Манабодха создал религиозную (в духе бхакти) поэму «Рождение Кришны» («Кришна-джанма», предположительно 2-я половина 18 в.), по сей день чтимую местными кришнаитами. После перехода Митхилы под власть британской короны литература майтхили едва не прекратила существование, т. к. в 19 в. господствующими языками культуры Северной Индии стали английский, урду и позднее – хинди.
В годы правления местного раджи Лакшмишвара Синхга (1880–1898) началось возрождение литературы майтхили. Основоположником современной майтхильской литературы считается Чанда Джа, который перевёл на майтхили сборник рассказов Видьяпати «Испытание человека» (1889) и переложил «Рамаяну» (1898). Во 2-й половине 19 в. возникла драматургия на майтхили (пьесы для чтения Дживана Джа). В начале 20 в. стали выходить первые литературно-публицистические журналы на майтхили; вслед за другими индийскими литературами литература майтхили начала осваивать европейские жанровые формы: роман, рассказ, эссе, литературную критику и т. д. Современная проза на майтхили достигла зрелости в 1930–1940-е гг. Жанр романа в литературе майтхили утвердил Харимохан Джа («Выдача девушки замуж», 1933). Для поэзии майтхили характерен синтез индийских и европейских традиций. Крупнейшим поэтом 20 в. считается Ситарам Джа. Заметной фигурой литературы майтхили конца 20 в. стал поэт, драматург и переводчик Удая Нараяна Сингх. С середины 20 в. формируется научная проза; первый исследователь литературы майтхили – Умеш Мишра, издатель и комментатор старинных текстов на майтхили.
Развитие современной литературы майтхили происходит в условиях жёсткой конкуренции с более развитыми индийскими литературами, прежде всего литературой хинди и бенгальской литературой. Некоторые представители литературы майтхили создают произведения также на хинди, бенгальском языке, санскрите: Ситарам Джа, Удая Нараяна Сингх, Вайдьянатх Мишра (известный в литературе хинди под псевдонимом Нагарджун) и др.
В 1965 г. Литературная академия Республики Индия включила майтхили в число главных литературных языков страны и с тех пор ежегодно присуждает премии за выдающиеся произведения на майтхили.