Литература хинди
Литерату́ра хи́нди, одна из литератур Индии.
Развивается на языке хинди с конца 19 в.; до 19 в. включительно под литературой хинди подразумевают совокупность традиций (на различных диалектах) новоиндоарийской словесности всего «хиндиязычного ареала» – областей Северной Индии, где в качестве литературного и официального языка принят хинди; границы этого наследия невозможно определить однозначно. Исторически литература хинди тесно связана с литературой урду (ряд писателей принадлежит обеим традициям).
К древнейшим памятникам литературы хинди относятся эпическо-панегиристические поэмы расау (расо), повествующие о подвигах индусских раджей. Наиболее знаменитая (и, возможно, самая ранняя) – «Расау о Притхвирадже», которая приписывается Чанду Бардаи [12 в.(?), сохранившиеся версии не старше 14 в. и, вероятно, представляют собой плод коллективного творчества]. Согласно преданию, на одном из диалектов Северной Индии написал ряд произведений Амир Хосров Дехлеви.
Первое крупное и точно датируемое произведение литературы хинди – суфийская аллегорическая поэма на сюжет индийского фольклора «Чандаян» Мауланы Дауда (1379; на диалекте авадхи) в традиции фарсиязычных маснави. В 14–16 вв. развивалось творчество поэтов-сантов, объединявших индусскую и мусульманскую традиции (Намдев, Кабир, Даду, Нанак); многие их стихотворения позднее вошли в Ади Грантх. В 1-й половине 15 в. Вишнудас, придворный поэт раджей Гвалиора, переложил на диалекте брадж сюжеты «Махабхараты» и «Рамаяны».
16 в. – время подъёма империи Великих Моголов – стал «золотым веком» литературы хинди. Придворными поэтами Акбара были мусульманин Абд-ур-Рахим Хан-ханан и индус Ганг, писавшие на брадже. Традицию суфийских аллегорических поэм на авадхи продолжил Малик Мухаммад Джаяси (поэма «Падмавати», около 1540). Поэзия в духе бхакти представлена творчеством Миры Баи, Сурдаса, Расхана, Тулсидаса и др. До 19 в. поэзия активно развивалась при дворах крупных и мелких правителей Северной Индии.
После утверждения британской власти в «хиндиязычном ареале» (1-я половина 19 в.) литература хинди вступила в новый период своей истории; распространились книгопечатание и периодика, развитие получили жанры, формы и идеи европейской литературы, зародилась проза. В течение 19 в. постепенно сложился новый литературный язык – современный хинди, вытеснивший все прежние литературные языки (диалекты) региона. Основоположником новой литературы хинди выступил драматург, эссеист и поэт Бхаратенду Харишчандра; проза достигла зрелости в творчестве Премчанда, ставшего одним из ярких представителей движения «прагативад» («прогрессивизм»). В 1920–1930-е гг. активно развивалась поэзия, в которой оформилось романтическое течение «чхаявад» (Джайшанкар Прасад, Сумитранандан Пант, Сурьякант Трипатхи Нирала, Махадеви Варма). Выдающимися поэтами и мыслителями стали Рамдхари Синх Динкар и Хариванш Рай Баччан. Основоположник течения «прайогвад» («экспериментализм») – поэт и прозаик Агьея.
Литература хинди продолжала активно развиваться в независимой Индии; среди наиболее значительных прозаиков 2-й половины 20 в. – Яшпал, Джайнендра Кумар, Пханишварнатх Рену, Нирмал Варма. Известные поэты и драматурги – Нагарджун, Гаджанан Мадхав Муктибодх, Кедарнатх Агарвал, Рагхувир Сахай, Диндаял Саксена, Кунвар Нараян, Ашк Упендранатх, Мохан Ракеш, Дхарамвир Бхарати и др.