Исследования формирования социальной мотивации и привязанностей Гевирца
Иссле́дования формирова́ния социа́льной мотива́ции и привя́занностей Ге́вирца, проведённые Дж. Гевирцем психологические исследования условий возникновения социальной мотивации ребёнка и обоюдной привязанности в диаде «ребёнок – родитель» (Determinants of infant behaviour ... 1961; 1968; 1969; 1972). Автор опирается на идеи теории социального научения.
Развивая идеи Р. Сирса о диадической основе отношений между матерью и ребёнком, Гевирц в своих эмпирических исследованиях показал, что привязанность и социальная мотивация матери и ребёнка формируются обоюдно посредством множественного комплекса реципрокных ответных паттернов на внешние сигналы и поведение (Handbook of socialization ... 1969). В качестве таких паттернов для подкрепления привязанности выступают прямые, или целенаправленные, реакции членов диады, например, улыбка, жест, плач, крик и выражение предпочтения, а также их косвенные или хаотичные ответные реакции и неконгруэнтные эмоции.
Показателем поведения детской привязанности считается реакция плача ребёнка в ответ на сепарацию с фигурой привязанности (The origins of human social relations ... 1971). Гевирц рассматривает данную реакцию как следствие оперантного обусловливания: плач ребёнка является реакцией, подкреплённой поведением матери в привычных условиях взаимодействия. Это объясняет наблюдающееся сокращение плача в ситуации отсутствия матери и его заметное возрастание в её присутствии (Gewirtz. 1976).
В одном из исследований, проведённом на детях, оставшихся без попечения родителей, Гевирц показал, что если спонтанные улыбки младенцев не подкрепляются окружающими людьми, то младенцы начинают улыбаться реже, а затем улыбки полностью угасают; тем самым, в условиях недостаточного подкрепления происходит депривация развития младенца (Gewirtz. 1968). В другом исследовании автор с коллегами показал, что вокализации младенцев от трёх до шести месяцев подкрепляются ответной подражающей вокализацией матери в зависимости от степени её синхронности: младенцы чаще повторяют вокализации в случаях, когда мать реагирует схожей вокализацией и не позднее, чем через 4 секунды после вокализации ребёнка, чем в тех случаях, когда мать подает ребёнку вокализации несхожие или спустя значительное время (Pelaez-Nogueras. 1993).
Согласно Гевирцу, источником мотивации поведения ребёнка служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления. Автор уделяет внимание и условиям, в которых тот или иной стимул оказывается эффективным для формирования поведения. Например, в одном из исследований Гевирц показывает, что подкрепляющее влияние социального одобрения на поведение подростков наиболее выражено в условиях социальной депривации и наименее – в условиях пресыщения одобрением при его переизбытке (Gewirtz. 1958).
Важнейшим выводом из исследований Гевирца является то, что не только поведение родителя в виде поощрений или наказаний формирует социальное поведение ребёнка, но и ребёнок с младенчества является источником подкрепляющих воздействий на родителя, формирует и контролирует поведение родителя, демонстрируя различные поведенческие реакции – улыбку, смех, вокализации, плач (Gewirtz. 1969; 1972).