Развитие ювелирного дела в Бронницах
Развитие ювелирного дела в Бронницах. История возникновения и развития бронницкого ювелирного промысла восходит к традиции изготовления кольчужных и пластинчатых доспехов, возникшей примерно в 14 в. Местные мастера внесли существенный вклад в обеспечение боеспособности армии Московского княжества и Российского государства. К середине 17 в. промысел пришёл в упадок, поскольку необходимость в кольчугах отпала в связи с распространением в армии огнестрельного оружия. Бронницкие ремесленники перешли на плетение ювелирных цепочек, технология изготовления которых сходна с кольчужным делом.
Первое документальное упоминание бронницких ювелирных мастеров относится к 1782 г. В течение 18 – 2-й половины 19 в. местные кустари достигли больших успехов в создании ювелирных украшений и аксессуаров: театральных сумочек, кошельков, очечников, брошей из золота и серебра, инкрустированных драгоценными камнями. В уезде появлялись крупные мастерские (первая мастерская зарегистрирована в 1871), укреплялась сбытовая и производственная кооперация ремесленников.
В 1924 г. в рамках государственной поддержки промысловой кооперации в Бронницах образована артель «Изумруд», объединившая местных ювелиров, серебряников и медников. Вторая артель в уезде, Синьково-Запрудненская, образована в 1926 г. (с 1940 – «Синьковский ювелир»). Свидетельством успеха бронницких ювелиров стала золотая медаль Международной выставки искусств и техники в Париже (1937), присуждённая за изготовление цепочек сложных видов плетения. В годы Великой Отечественной войны артель производила котелки, кружки, минодержатели и др. Вплоть до 1951 г., когда были построены первые производственные корпуса, в артели преобладал надомный труд.
Новый этап в развитии ювелирного дела Бронниц связан с ликвидацией промысловой кооперации в СССР в 1950-е гг. В соответствии с совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 апреля 1956 г. «О реорганизации промысловой кооперации» все кооперативные артели должны были быть переданы под управление государственных хозяйственных органов до 1960 г. В результате реорганизации в 1956–1960 гг. Бронницкая и Синьковская артели преобразованы в ювелирно-художественные фабрики, в 1963 г. они объединены в Бронницкую ювелирную фабрику. В 1958 г. бронницкие украшения удостоились Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе, затем в 1967 г. – Гран-при выставки в Монреале. В 1968–1971 гг. построены новые производственные корпуса, закуплено иностранное оборудование. В 1972 г. фабрика преобразована в завод, который в 1976 г. получил статус базового предприятия союзного значения. В 1970-е гг. в Бронницах производили 98 % всего выпуска цепевязальных украшений в СССР. В 1974 г. Бронницкий ювелирный завод вошёл в состав Московского объединения «Ювелирпром» Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. Бронницкие украшения пользовались спросом на территории всего Советского Союза.
В 1990-е гг. ювелирное дело в Бронницах переживало кризис: ежемесячный выпуск продукции завода сократился до 20–30 кг, производственные мощности функционировали только на 1,5 %, началась утечка кадров. В 1994 г. предприятие приватизировано, началась работа по модернизации производства и созданию вертикально ориентированной компании. В 2007–2009 гг. проведена очередная реконструкция производственных мощностей завода. В настоящее время (2023) компания «Бронницкий ювелирный завод» включает завод в Бронницах и торговый дом «Бронницкий ювелир», имеющий отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Коломне, Ростове-на-Дону и других городах (свыше 2 тыс. салонов). На предприятии изготавливаются кольца, серьги, цепи, браслеты, подвески и кулоны, колье, часы, столовые приборы и религиозные украшения из золота, платины и серебра с инкрустацией драгоценными камнями (свыше 5 тыс. наименований украшений, около 80 % выпускаемой продукции составляют цепи). Ювелирные изделия из Бронниц продаются во всех регионах России, а также в Республике Беларусь и странах ближнего зарубежья. Украшения, произведённые бронницкими ювелирами, представлены в экспозициях ведущих российских музеев: в музеях Московского Кремля, в Государственном историческом музее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и др.