Лалаян Ерванд Александрович
Лалая́н Ерва́нд Алекса́ндрович (Երվանդ Ալեքսանդրի Լալայան) [13(25).3.1864, Александрополь, ныне Гюмри – 24.2.1931, Ереван], армянский этнограф, археолог, фольклорист, меценат, общественный деятель.
Биография
Из семьи рабочего карабахского происхождения. Окончил Армянскую духовную семинарию Нерсисян в Тифлисе (1885), после чего в течение 5 лет работал в качестве преподавателя в епархиальных школах в городах Ахалцихе, Александрополь, Ахалкалаки. В Ахалкалаки женился на Айкануш Арутюнян, дочери местного общественного деятеля Артема Арутюняна. Вместе с женой в 1890 г. отправился на учёбу в Женевский университет, где изучал общественные науки (окончил в 1894 со степенью кандидата социологических наук), после чего полгода учился в армянской католической конгрегации мхитаристов в Вене, затем продолжил обучение в Школе антропологии (Париж). В Лозаннском университете прошёл курс педагогики и сдал экзамены на соответствующую квалификацию. В период учёбы испытал влияние школы культурных кругов, а также работ Г. Спенсера.
В 1895–1897 гг. преподавал в Шушинском епархиальном училище (Шушинский уезд Елисаветпольской губернии). Затем переехал в Тифлис (ныне Тбилиси), где преподавал в Армянской духовной семинарии Нерсисян, в 4-й мужской гимназии, был инспектором школ Армянского благотворительного общества Кавказа. 21 ноября 1900 г. по непосредственной инициативе Лалаяна в Тифлисе было основано Армянское этнографическое издательское общество, которое стало основой будущего Этнографического общества армян Тифлиса (действовало до 1917). Также способствовал открытию в 1909 г. в Тифлисе этнографическо-археологического музея Армянского этнографического общества, экспонаты которого (наряду с библиотекой общества) впоследствии вошли в собрание основанного в 1919 г. и открытого в 1921 г. в Ереване Этнографическо-антропологического музея-библиотеки (ныне Музей истории Армении). Стал первым директором этого музея (1919–1928).
Член Общества народных традиций в Париже, Кавказского отделения Московского археологического общества.
Научная деятельность
В 1896 г., в период работы в Шушинском епархиальном училище, стал основателем, редактором и издателем «Этнографического журнала» (1896–1916; арм. Ազգագրական հանդես). Лалаян руководствовался идеей о том, что в основе научных трудов должны лежать полевые этнографические и фольклорные материалы. Ввиду нехватки профессиональных этнографов большую роль в сборе полевых материалов он отводил интеллигенции на местах, в основном учителям. Будучи лидером армянской этнографии, сумел объединить вокруг «Этнографического журнала» многих видных современников [писатель О. Т. Туманян, писатель П. Прошян, правовед, историк и этнограф Х. Самуэлян, литературовед и языковед М. Абегян, архитектор и археолог Т. Тороманян, языковед Р. Ачарян, историк и публицист Лео (А. Бабаханян), филолог Л. Меликсет-Бек, этнограф С. Д. Лисициан, поэт и публицист С. Шахазиз и др.]. Лалаян стремился привлечь не только этнографов, но и широкий круг армянской интеллигенции к работе основанного при его участии Этнографического общества армян Тифлиса.
Придавал большое значение популяризации этнографии и антропологии. С этой целью в 1909 г. способствовал открытию на базе конгрегации мхитаристов в Венеции летних курсов по этим дисциплинам для армянских и иностранных студентов. Позже подобные курсы открылись в Тифлисе. Сам Лалаян преподавал предметы «Археология Кавказа» и «Археология Армении».
Первым значимым трудом учёного стал фольклорный сборник «Ароматы Джавахка» (Лалаян. 1892). В нём были представлены полевые материалы, собранные в годы, когда он работал учителем в сёлах Джавахка (ныне край Самцхе-Джавахети в Грузии). В сборник включены песни (семейные, бытовые, погребальные, сатирические, свадебные, любовные, песни скитальцев, песни пахарей), а также предания, пословицы, поговорки, молитвы. Стремился систематизировать собранные материалы и классифицировал их по жанрам и поджанрам. Некоторые из собранных Лалаяном преданий легли в основу литературных произведений (в частности, А. С. Исаакяна).
Следом был издан трёхтомный фольклорный сборник «Жемчужины армянского фольклора» (Лалаян. Ա. թ.), в который включена 91 сказка, в основном с волшебным сюжетом. Лалаян собирал все варианты сюжетов, повторяющихся в восточно- и западноармянских сказках.
Важная заслуга Е. А. Лалаяна состоит в том, что он составил подробные этнографические описания разных регионов проживания армян: Шаруро-Даралагезского уезда (в том числе Вайоц-Дзор), Новобаязетского уезда (Нор-Баязет, Гегаркуник) и Нахичеванского уезда Эриванской губернии; Ахалкалакского уезда (Джавахк) и Борчалинского уезда Тифлисской губернии; Гандзакского уезда и Зангезурского уезда Елисаветпольской губернии; разных районов исторического региона Васпуракан (между озёрами Ван и Урмия; на момент составления описаний – Ванский вилайет Османской империи). Эти описания публиковались в «Этнографическом журнале», а также выходили в свет отдельными книгами. Путешествуя по Западной Армении (Ванский вилайет) в период, предшествующий геноциду армян (1915), сумел спасти ряд ценных рукописей, опубликованных в «Списке армянских рукописей Васпуракана» (Лалаян. 1915). Позднее собирал фольклорные материалы среди армянских беженцев из этого региона.
Под влиянием идей Г. Спенсера написана работа «Ритуальные обряды у армян» (Лалаян. 1913). Сохраняет актуальность статья, посвящённая удинам сёл Нидж и Варташен (Нухинский уезд Елисаветпольской губернии, ныне посёлок Нидж Габалинского района и г. Огуз Огузского района, Азербайджан), написанная по полевым материалам, собранным среди удин в течение двух лет, когда Лалаян вёл археологические раскопки в этих местах. Последняя работа учёного – доклад «Развитие родильных обычаев у армян» (опубликован посмертно в «Известиях Института науки и искусства Армянской СССР», 1931, № 5).
Е. А. Лалаян был убеждён, что этнография и археология тесно связаны. Проводил раскопки в Нахичеванском, Шаруро-Даралагезском, Новобаязетском, Эчмиадзинском уездах Эриванской губернии в 1904–1906 и 1908 гг. По поручению Кавказского отделения Московского археологического общества учёный раскопал 516 погребений у озера Севан (Новобаязетский уезд) (Лалаян. 1928). В 1904 г. он открыл комплекс археологических памятников Кюль-Тепе в Нахичеванском уезде. В 1908 г. произвёл раскопки по берегам озера Севан; в 1912 г. опубликовал заметки о Севанском монастыре в Новобаязетском уезде (Лалаян. 1912). В Эчмиадзинском уезде им найдены орудия каменного века, что, как отмечал учёный, представляло значительный интерес, поскольку до этого времени на Кавказе обнаружено мало изделий этого периода. Просвещал местное население на тему охраны археологических памятников, проводил публичные лекции.
К числу наиболее значимых археологических находок Е. А. Лалаяна относится курганное погребение позднего бронзового века, которое обнаружено им в 1908 г. близ селения Адиаман (ныне Неркин-Геташен), в районе озера Севан. Погребение представляло собой каменный склеп, в котором на деревянной четырёхколёсной повозке (наподобие арбы), украшенной резьбой, располагался скелет мужчины с богатым погребальным инвентарём; в повозку было впряжено 4 быка (рядом с останками быков также находился скелет погонщика). К ярму крепилась бронзовая погремушка в виде козла. Вокруг повозки были расположены скелеты ещё 13 человек (возможно, рабов или военнопленных). Находка вошла в собрание Музея истории Армении. История открытия этого погребения получила отражение в рассказе советского писателя Н. С. Тихонова «Камуфляж», где Лалаян послужил прообразом профессора Хачатура (Тихонов Н. С. Камуфляж // Тихонов Н. С. Собрание сочинений. В 7 т. Москва, 1974. Т. 3. С. 289–317).
В 1913 г. исследовал поселение эпохи энеолита на холме Шреш-блур в Эчмиадзинском уезде (близ Эчмиадзина). В 1915 г. открыл могильники железного века в сёлах Нидж и Варташен Нухинского уезда (вёл раскопки по поручению Армянского этнографического общества и Кавказского отделения Русского географического общества). В 1927–1928 гг. совместно с Е. А. Байбуртяном вёл раскопки в поселении Элар (на месте современного города Абовян в Армении), где также было исследовано поселение эпохи энеолита.
Краниологические материалы, обнаруженные в ходе раскопок Е. А. Лалаяна, были исследованы В. В. Бунаком в 1928 г. (Лалаян. 1928).
Итоги археологической деятельности Лалаяна обобщены в книге «Раскопки курганов Советской Армении» (Лалаян. 1931).
Переводил на армянский художественные произведения, научные труды по этнографии и археологии. Удостоен премии имени Кананяна Лазаревского института восточных языков.
Память
Похоронен в Пантеоне имени Комитаса (Ереван). В 2000 г. выпущена почтовая марка Почты Армении, посвящённая Е. А. Лалаяну.