Ларсон Карл
Ла́рсон Карл, Карл Олоф Ларссон (Carl Olof Larsson) (28.5.1853, Стокгольм – 22.1.1919, Сундборн, близ Фалуна), шведский живописец, график.
Учился в Академии художеств в Стокгольме (1866–1876). Одновременно работал ретушёром, в 1871–1878 – рисовальщиком в юмористических журналах («Kaspar» и др.), исполнял книжные иллюстрации. В 1880–1885 гг. жил во Франции, сначала в Париже, с 1882 г. вместе с группой скандинавских художников – в местечке Гре-сюр-Луэн, близ Парижа, где работал на пленэре; испытал влияние Ж. Бастьен-Лепажа. Позднее, живя в Швеции, продолжал посещать Париж. Отказавшись от членства в Королевской академии художеств в Стокгольме (1884), Ларсон стал одним из организаторов Художественного союза Швеции (1886). Руководил рисовальной школой при Художественном музее Гётеборга (1886–1892). В 1888 г. получил в наследство коттедж в Сундборне, где жил сначалa только летом, а с 1901 г. – постоянно. Убранство дома и частично его перестройка осуществлены самим Ларсоном или по его эскизам. В характере декора ощущается следование народным традициям, а также влияние английского художественного движения «Искусства и ремёсла», У. Морриса и Ч. Р. Макинтоша. Дом Ларсона превращён в музей в 1942 г.
Пейзажная живопись Ларсона отличается светлым колоритом, тонкой нюансировкой цвета, непринуждённостью композиции («Художник. Зимний пейзаж», 1886, Национальный музей, Стокгольм). Наибольший успех принесли Ларсону акварельные работы, в которых он изображал свой дом в Сундборне, его природное окружение и интерьеры, напоённые светом и воздухом, сцены обыденной жизни обитающей в нём большой семьи. Колорит построен на локальном цвете, обогащённом оттенками; лёгкие линии обозначают фигуры и предметы, создавая непритязательный поэтичный мир. Акварели Ларсона составляли серии, которые были изданы затем в виде книг («Моя семья», 1895; «Дом», 1899; «Ларсоны», 1902; «Моя маленькая ферма», 1906; «Дом на солнце», 1910, и др.).
Монументальная живопись Ларсона (аллегорический триптих «Ренессанс», «Рококо», «Современное искусство», 1888–1889, Художественный музей, Гётеборг; фрески в здании Национального музея в Стокгольме, 1891–1896; панно для зданий оперного и драматического театров в Стокгольме и др.) свидетельствует о различных влияниях – от итальянского кватроченто до модерна. Исполнял также портреты (в т. ч. Автопортрет, 1906, галерея Уффици, Флоренция). Жена Ларсона – живописец Карин Бегрё (1859–1928).