Подмоклово
Подмо́клово, село в городском округе Серпухов Московской области, усадебный комплекс. Расположено на правом берегу реки Ока, в 15 км к югу от Серпухова.
История села и усадьбы
Впервые упоминается в 1628/1629 г. как село Мышецкого стана Тарусского уезда. Принадлежало князьям Голицыным; по всей видимости, не позднее чем с конца 16 в. – «старая вотчина» боярина князя А. И. Голицына (ум. не ранее 1603). Находилось во владении бояр князей А. А. Голицына (ум. 1638) и И. А. Голицына (ум. около 1680). В последней трети 17 в. в качестве приданого за Марией Ивановной Голицыной (ум. не ранее 1735) перешло к князю Г. Ф. Долгорукову, при котором основан усадебный комплекс. В 1730 г. в связи с опалой Долгоруковых усадьба была конфискована и отписана в казну, в 1740-х гг. возвращена внуку Г. Ф. Долгорукова князю Н. С. Долгорукову (ум. 1784).
Не позднее 1770 г. усадьбу купил представитель известной династии ярославских промышленников А. И. Затрапезнов (1732–1773). В 1777–1924 гг. Подмоклово входило в состав Алексинского уезда Тульской губернии. Не позднее 1786 г. усадьба перешла к Ф. П. Тютчеву (1715–1787), а после его смерти к его сыну – П. Ф. Тютчеву (ум. 1837; в 1806 г. объявлен сумасшедшим и находился под опекой). После смерти П. Ф. Тютчева Подмоклово унаследовал его племянник А. М. Васильчиков (1802–1866) – алексинский уездный предводитель дворянства (1844–1849). После смерти последнего усадьба была приобретена у его наследников потомственным почётным гражданином, купцом 1-й гильдии, фабрикантом П. И. Рябовым (1816–1889). После его смерти и до 1917 г. принадлежала его сыну Н. П. Рябову (1875 – после 1917).
После Октябрьской революции 1917 г. усадьба была национализирована, позднее в ней располагался детский дом. В 1924–1925 гг. Подмоклово входило в состав Серпуховского района Алексинского уезда, в 1925–1929 гг. – Серпуховского (с 1926 Тарусского) района Тульской губернии, в 1929–2019 гг. – Серпуховского района Московской области. В 1975 г. усадьба была передана в ведение совхоза «Заокский», допустившего разорение построек и одичание парка и садов.
Архитектура усадьбы
В 1628/1629 г. в селе действовала деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (существовала как минимум до последней трети 18 в.), с приделом во имя святителя Николая Чудотворца (впоследствии упразднён).
Усадьба состояла из главного дома и двух флигелей – северного и восточного. До нашего времени сохранился лишь остов северного флигеля, построенного в стиле классицизма во 2-й половине 18 в. Возведённый из кирпича, он имеет два этажа и подвал, семь световых осей по продольному фасаду. Основной акцент сделан на окна, их обрамляют рамочные наличники с замковыми камнями и простыми сандриками над ними.
Наибольший интерес в усадьбе представляет кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы – уникальный по замыслу и красоте памятник русской усадебной архитектуры 18 в., первый сохранившийся в России храм в форме ротонды без пристроек и выделения апсиды, хотя ротондальные формы использовались в русской архитектуре самое позднее с 12 в. [сохранились фундаменты ротондальных храмов 12 в. в Киеве и Смоленске, в 17 в. построен главный храм с ротондальной частью в Ново-Иерусалимском монастыре; в 1710 выстроена ротондальная церковь Святого Сергия Радонежского с выделением апсиды в подмосковном селе Хотминки (ныне деревня Хатминки Троицкого административного округа г. Москвы), разрушена в середине 20 в.; в 1723 неосуществлённый проект ротондального храма на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге создал Н. Микетти]. Композиция подмокловского храма, образ внутреннего пространства и декор с применением круглой скульптуры восходят к принципам итальянского Возрождения и западноевропейского (в том числе голландского) барокко.
Идея строительства ротондальной церкви могла прийти Г. Ф. Долгорукову во время его поездок по странам Западной Европы или дипломатической службы в Речи Посполитой. Обеспокоенный ветхостью старого, деревянного храма, 1(12) мая 1714 г. он заключил договор с артелью каменщиков во главе с каменщиком московской Каменной слободы А. А. Опуриным (в случае Подмоклова это был первый подряд с этой артелью). По итальянским прототипам (вероятно использование одного из проектов К. Фонтаны) строительство возглавил пленный квартирмейстер шведской армии Л. фон Фикин. После указа Петра I от 9(20) октября 1714 г. с «запретом всякого каменного строения вне Петербурга» строительство остановилось на уровне сводов галереи 1-го яруса. В 1716 г. для достройки храма управляющий имением С. Г. Брянчанинов пригласил голландца Е. Д. Краффорта (Крафермана), который, как оказалось, обманом выдавал себя за архитектора, будучи простым каменщиком. Краффорт оценил состояние здания как пригодное к продолжению строительства, однако после его отъезда постройка рухнула. В мае 1718 г. князь Г. Ф. Долгоруков заключил новые подряды на строительство храма – с артелью московского записного каменщика И. И. Каландина (37 мастеров) для достройки храма под руководством капитана А. Шульца. К 1720 г. постройка здания храма была завершена, начались работы по его украшению каменной резьбой и скульптурными изображениями, в целом завершённые, по всей видимости, к 1723 г.
Храм имеет форму двухсветной ротонды из кирпича, с белокаменными деталями, завершается массивным световым барабаном и сферическим куполом с люкарнами. Ротонда окружена 16-пролётной аркадой, украшенной фигурами апостолов и евангелистов, стоящими по оси пилонов. Памятник украшен резьбой по известняку и копиями скульптур, выполненных резчиками московского приказа Каменных дел во главе с И. А. Зиминым (вместе с ним в работах участвовали П. Дмитриев, Д. и Г. Васильевы, Т. и К. Марковы, И. П. Говор; подряд заключён в апреле 1720). Резьба заполнила плоскость пилястр и образовала рельефный фриз на 2-м ярусе ротонды, а также оформила оконные сандрики. Статуи 12 апостолов и четырёх евангелистов расположены на балюстраде галереи. Слева от входа в церковь находятся фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона, затем двух евангелистов – Луки и Матфея, далее – трёх апостолов – Филиппа, Иакова и Варфоломея. По южной стороне расположены статуи апостолов Иуды, Андрея и Иакова. На юг обращены фигуры евангелистов Иоанна и Марка, за ними следуют апостолы Фома и Матфей. Скульптурный ансамбль завершает фигура апостола Петра с ключами в руке. В интерьере храм обработан пилястрами, несущими крепованный карниз.
В связи со смертью в 1723 г. князя Г. Ф. Долгорукова и последующими перипетиями в жизни владельцев усадьбы храм освящён лишь в 1754 г. В 1785 г. началось строительство отдельно стоящей колокольни (не достроена, разобрана в 1898). В 1875 г. облик храма был искажён – окна в люкарнах и барабане, а также некоторые арки галереи заложены кирпичом; в 1882 г. храм заново расписали, статуи раскрасили, балюстраду демонтировали, в притворе помещена картина «Страшный суд», получившая скандальную известность из-за портретного сходства изображённого там грешника с поэтом М. Ю. Лермонтовым (снята в 1934; с 1955 находилась в Музее истории религии и атеизма в Казанском соборе в Ленинграде; ныне в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге). В 1903 г. сооружена звонница (разобрана в 1930-е гг.).
В 1937 г. храм был закрыт, в нём устроили зернохранилище. В ноябре 1940 г. по извещению руководства Серпуховского музея о том, что Подмокловский сельсовет, в чьём распоряжении находилась недействующая сельская церковь, не только не обеспечивает её сохранности, но и чинит разорение храмового убранства, Музейно-краеведческий отдел Наркомата просвещения РСФСР обратился к Мособлисполкому с просьбой принять срочные меры против этих нарушений. В акте, составленном 28 ноября 1940 г. комиссией во главе с работником Серпуховского музея П. Н. Соловьёвым, зафиксированы неудовлетворительное состояние церковного здания (протекание крыши, разбитые окна, осыпь штукатурки), самочинная разборка сельсоветом иконостаса, вывоз и выброс им церковной утвари, книг и архивных документов. При этом необходимые работы по приспособлению церковного здания под сельский клуб так до того момента и не начались.
В 1970-е гг. церковь оставалась заброшенной; здание заросло деревьями. В 1980-е гг. она подверглась нападению вандалов, сбросивших статуи апостолов Андрея и Иакова, евангелистов Иоанна, Марка и Луки с высоты парапета на землю (разбитые скульптуры восстановлены в 1988–1995 специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее).
В 1983–1994 гг. здание храма восстанавливалось силами треста «Мособлреставрация»: были открыты арки кольцевой паперти. В 1992 г. храм возвращён Русской православной церкви. В 2009 г. возобновлены реставрационные работы (реставрация фасадов и сводов завершена в 2015). 11 статуй с балюстрады помещены в интерьер храма, на фасаде установлены копии.
Парк в Подмоклово состоял из регулярной и пейзажной части. От главного дома с флигелями к храму вели широкие террасы. Дом и храм соединяла аллея, совпадающая с главной планировочной осью усадьбы. Ранее украшением парка были пруды, объединённые одной системой, подпитываемые подземными ключами, но в 21 в. пруды пересохли. Сохранились капитально перестроенные служебные постройки, остатки парка с тополёвыми и липовыми аллеями.
В 2014–2019 гг. проводились фестивали ранней русской профессиональной музыки и фольклора.
Рядом расположено городище дьяковской культуры (раскопки велись в 1955–1958).