Жодино
Жо́дино (Жодзіна), город областного подчинения в центральной части Республики Беларусь.
Общие сведения
Расположен на северо-востоке Минской области при впадении реки Жодинка в реку Плиса (правый приток Березины), в 50 км на северо-восток от Минска (по автотрассе).
Площадь городской территории составляет 25,8 км² (2023).
Жодино пересекает автомобильная трасса Р-53 (Слобода – Новосады); в 5 км на юго-восток от города проходит автомобильная магистраль М-1 (пункт пропуска Козловичи на границе с Польшей – пункт пропуска Редьки на границе с Россией; часть европейского маршрута E-30).
Через Жодино проложена железнодорожная магистраль Москва – Брест (участок Борисов – Минск, на котором стоит станция Жодино, электрифицирован в 1974). Через станцию Жодино проходят пассажирские поезда, связывающие Жодино с российскими городами (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград, Мурманск, Новосибирск, Псков, Смоленск и др.), областными и важными индустриальными и транспортными центрами страны (Минск, Брест, Витебск, Гродно, Костюковичи, Орша), а также районными центрами и населёнными пунктами Минской области (Борисов, Крупки и др.).
В 32 км к юго-западу от города располагается ближайший международный аэропорт – Национальный аэропорт Минск.
Действует автостанция. Общественный транспорт включает 7 городских и около 20 пригородных автобусных маршрутов (август 2023), выполняемых преимущественно филиалом «Автомобильный парк № 18» государственной компании «Миноблавтотранс». Налажено автобусное сообщение между Жодино и Минском, Жодино и Витебском, а также международное (с Москвой), осуществляемое в том числе частными перевозчиками. Функционирует система такси.
Население
Численность населения города составляет 64,0 тыс. человек (1 января 2023; 64,9 тыс. на 1 января 2020; 64,8 тыс. по переписи 2019). В этническом составе наибольшая доля приходится на белорусов, значительна доля русских и украинцев.
История
Археологические находки на территории современного города
На территории современного города на правом берегу реки Плиса (в окрестностях ныне действующей ТЭЦ) исследовано селище раннего железного века.
Близ деревни Дымковка (ныне микрорайон города) в 1923–1924 гг. А. Н. Лявданским была зафиксирована небольшая курганная группа. В ходе раскопок одного из курганов под руководством А. Войтеховича в 2008 г. было изучено двойное захоронение мужчины и женщины (11–12 вв.). Близкая по типу курганная группа находилась возле деревни Судобовка, также вошедшей в состав Жодино.
Богуславполь – Жодино в составе Речи Посполитой
Современный город ведёт историю от местечка Богуславполь, основанного около 1642–1643 гг. слугами князя Б. Радзивилла. Оно входило в состав принадлежавшего князю с 1636 г. имения Смолевичи (впервые упоминается в 1448) в Минском воеводстве Великого княжества Литовского (ВКЛ) в составе Речи Посполитой. К нему было приписано 400 пляцев (мест для застройки) и 100 волок земли (свыше 2,17 тыс. га) (Prudnikau. 2022. C. 26), часть из которых была отнята у соседей – Борисовского староства и имения Упиревичи. Это вылилось в затяжной земельный конфликт, завершившийся только в конце 1680-х гг. (Пруднікаў. 2022. С. 115–129). В 1643 г. имение Смолевичи отдано в аренду виленскому мещанину кальвинисту Мартину Каштелле (Инвентарь Смолевич 1643. С. 1). В 1651 г. в Богуславполе было 55,5 рыночных и 344,5 уличных пляцев, из них 186 застроенных и 214 незастроенных (Инвентарь Копыси 1651. С. 44).
Освободительная война украинского и белорусского народов 1648–1654 гг. и русско-польская война 1654–1667 гг. негативно сказались на развитии Богуславполя. С 1657 г. здесь находился русский гарнизон. В конце августа там побывал посол гетмана польного литовского В. Госевского С. Медекша, который назвал местечко «слободой князя Богуслава Жодинской» (Scriptores Rerum Polonicarum. T. 3. 1875. C. 34–35). Это первое упоминание современного названия города. В 1659 и 1660 гг. Богуславполь полностью разрушен русскими войсками, а жители разбежались. Однако уже 1661 г. в нём насчитывался 51 двор. В конце июня 1664 г. там ночевал король Ян II Казимир. В 1665 г. в Богуславполе насчитывалось уже 97 дворов и 92 магазина, рыночная площадь, 3 улицы (Борисовская, Минская и Жодинская), 2 водяные мельницы; в 1669 г. – 53 двора, 48 складов и 68 магазинов и 5 улиц (появились улицы Мховая и Смиловичская). На рыночной площади находилась церковь (вероятно, униатская) Святого Петра (Святых Петра и Павла). Большое число магазинов и складов свидетельствует об активном участии жителей в транзитной торговле (Prudnikau. 2022. C. 36–39).
После смерти князя Б. Радзивилла в 1669 г. его владения перешли по наследству дочери, княжне Л. К. Радзивилл, после чего Смолевичское имение было разделено на части и передано в аренду. Богуславполь оказался в руках шляхтича В. Анфоровича, в 1670 г. там насчитывалось 37 дворов, в 1675 г. – 53. Была освящена вторая церковь (также, вероятно, униатсткая) во имя Святой Троицы. Во 2-й половине – конце 17 в. название местечка претерпевает трансформацию: Богуславполь, Богуслав Поле, Богуслав или Жодино (Жодин) (Анискевич. 2008. С. 13–14).
В 1688 г. княжна Л. К. Радзивилл вышла замуж за Карла Филиппа Нойбургского, в 1693 г. у них родилась дочь Елизавета. После смерти матери в 1695 г. по фамилии отца владения Елизаветы стали называться нойбургскими. Из-за того что Карл Филипп не был подданным Речи Посполитой, некоторые литовские магнаты стали претендовать на его владения. Этот конфликт стал одной из причин гражданской войны в ВКЛ. В 1695 г. опекуном Елизаветы и её владений стал великий гетман литовский К. Я. П. Сапега (из рода Сапег), с 1700 г. – великий канцлер литовский князь К. С. Радзивилл. Местечко серьёзно пострадало во время Северной войны 1700–1721 гг. В 1713 г. в Жодино было 46 дворов, из которых 13 пустовали.
В 1732 г. «нойбургские владения» после длительных переговоров перешли несвижской линии князей Радзивиллов, однако конфликты и споры вокруг них продолжались до 1751 г. (Мацук. 2007. С. 363–366). Согласно инвентарю 1781 г., в Жодино имелись 41 двор на 3 улицах – Борисовской, Минской и Жодинской, 2 мельницы, 2 пруда и корчма (Инвентарь имения Смолевичи 1781. C. 1–25).
Жодино в составе Российской империи
В 1793 г. в результате второго раздела Речи Посполитой Жодино вошло в состав Российской империи. В составе Смолевичской волости включено как село в Борисовский уезд Минской губернии, куда входило вплоть до её формального упразднения в 1921 г. В 1795–1797 гг. в Жодино было 54 двора, 374 жителя, действовала униатская церковь Святых Петра и Павла. В 1795 г. в селе была открыта почтовая станция, в 1803 г. построен новый мост через реку Жодинка.
Во время Отечественной войны 1812 г. через Жодино наступали войска под командованием маршала Л. Н. Даву, в ноябре 1812 г. в селе размещалась штаб-квартира командира кавалерийского корпуса российских войск генерал-лейтенанта графа К. О. Ламберта. Военные действия привели к очередному разорению: в 1818 г. в селе проживал только 171 человек в 42 дворах, были восстановлены корчма и мельницы, среди хозяйственных объектов упомянуты солодильня, амбар, хлев, баня, винокурня, рыбные пруды. В 1821 г. на почтовой станции числились 8 ямщиков и 24 лошади (Анискевич. 2008. С. 16–18).
В 1828 г. владельцем значительной части имений Радзивиллов в результате брака с княжной С. Радзивилл стал граф (с 1834 светлейший князь) Л. П. Витгенштейн (1799–1866) – сын российского генерал-фельдмаршала графа (с 1834 светлейшего князя) П. Х. Витгенштейна. В 1835 г. Жодино было включено в состав фольварка Яловица. В Жодино (42 двора и 327 человек) была униатская церковь и каплица, в фольварке располагались 2 корчмы на тракте, шинок, 4 мельницы, сукновальня и рудня (железоделательное производство) на реке Плиса. В 1845 г. Витгенштейн решил создать волостную управу, помощником старшины стал Парфён Лучонок из Жодино. В 1848 г. имения Смолевичи и Яловица были заложены в Дворянский банк.
В 1862 г. в Жодино проживали 156 крестьян в 34 дворах, в Жодинском сельском обществе числилось 49 домохозяйств, в 1875 г. – 64. В 1863 г. в Жодино из соседнего села Поддубье была перенесена церковь Архангела Михаила, в 1866 г. на месте старой церкви Святых Петра и Павла построено новое здание, в 1877 г. образован Жодино-Упиревичский приход. В 1864 г. было открыто одноклассное народное училище.
В 1871 г. было открыто движение по прошедшей через Жодино железнодорожной линии Смоленск – Брест и станция Жодино на ней. При станции с 1901 г. действовала 4-классная школа (Анискевич. 2008. С. 35–39).
В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. Жодино вплоть до 1918 г. находилось в тылу российской армии.
В годы революций и Гражданской войны
Летом 1917 г. на станции Жодино был избран волостной комитет Смолевичской волости. Осенью 1917 г. здесь дислоцировались 2-я рота 371-й и 3-я рота 387-й пешей Минской дружины, а также 2-я рота 10-го эксплуатационного батальона железной дороги, 74-й лёгкий местный артиллерийский парк, 104-й тыловой стан Западного фронта и санитарный отдел штаба 2-й российской армии.
С конца февраля до начала декабря 1918 г. оккупировано германскими войсками, в селе размещался конный отряд. С 25 марта 1918 г. в составе провозглашённой Белорусской Народной Республики, в январе – феврале 1919 г. – Белорусской ССР, в феврале – августе 1919 г. – Литовско-Белорусской ССР. В ходе советско-польской войны 1919–1920 гг. оккупировано 14 августа 1919 г. польскими войсками, в ходе Июльской операции 1920 г. занято 9 июля частями Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В составе Белорусской ССР и Республики Беларусь
От села к городу (1920–1963)
С 31 июля 1920 г. в составе восстановленной ССР Белоруссии (Белорусской ССР). С 5 октября того же года центр сельсовета. В октябре 1921 г. в Жодино насчитывалось 135 дворов. В 1922 г. на базе народного училища открыта советская школа.
Входило в состав Смолевичского района Минского округа Белорусской ССР (1924–1930), Белорусской ССР (1930–1938), Минской области Белорусской ССР (1938–1962). В 1924 г. сельсовет укрупнён до 15 населённых пунктов, в 1927 г. при нём открыта изба-читальня. Осенью 1929 г. создан колхоз «Красное Жодино». В 1931 г. близ железнодорожной станции построен камнедробильный завод. В 1935 г. в Жодино работали 2 мельницы, электростанция (построена в 1933–1934), маслозавод, столярная мастерская, лесопилка и кузница. В 1939 г. открылась школа фабрично-заводского обучения (единственный выпуск состоялся в 1941).
После начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. оккупировано германскими войсками уже 30 июня 1941 г. Входило в Генеральный округ «Белоруссия» Рейхскомиссариата «Остланд». На территории сельсовета оккупантами создана Жодинская волость, осенью 1941 г. сформирован гарнизон, на месте школы размещена военно-полевая комендатура. В сентябре 1941 г. на железнодорожной станции организовано гетто, в конце октября содержавшиеся там евреи были расстреляны. Осенью 1943 г. в Жодинской волости действовало 5 подпольных организаций. Освобождено 2 июля 1944 г. в ходе Белорусской операции.
В 1947 г. возобновились работы по строительству Смолевичской ГРЭС (начаты в 1938–1940). В 1948 г. начато строительство, в 1949 г. сдана первая очередь завода торфяных машин. В 1951 г. он переоборудован в завод дорожных машин «Дормаш», с 1958 г. – Белорусский автомобильный завод (БелАЗ).
21 января 1958 г. село Жодино, посёлки энергетиков и машиностроителей объединены в городской поселок Жодино. К 1960 г. его население составило 6,6 тыс. человек. В 1961 г. в Жодино переведены Научно-исследовательский институт животноводства и земледелия АН Белорусской ССР (Анискевич. 2008. С. 45–86). В 1962–1963 гг. Жодино входило в Борисовский район Минской области.
История города с 1963 г.
Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 7 марта 1963 г. городской поселок Жодино был преобразован в город. Город областного подчинения (значения) Минской области (с 1963). В 1969 г. завершена разработка генерального плана города, который корректировался в 1988 и 1992 гг.
С 1991 г. в составе Республики Беларусь.
Архитектура
Центр города расположен на левом берегу реки Плиса. Улицей Дмитрия Сырокваша (бывшая улица Дзержинского) Белорусский автомобильный завод соединён с Дворцом культуры ОАО «БЕЛАЗ», возведённым в стиле советского неоклассицизма (открыт в 1960).
В разных частях города сохранились: часовня (19 в.), железнодорожный вокзал (1950), здание Жодинского совета народных депутатов (1950-е гг.; ныне Жодинский краеведческий музей).
Среди построек 1990-х – 2020-х гг.: деревянная Свято-Михайловская церковь (во имя архангела Михаила; 1991; икона Божией Матери «Жертв Чернобыля», иконописец А. Марочкин), римско-католический костёл Фатимской Божией Матери (1996–2003), церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница» (1998–2004, архитектор В. Ф. Даниленко и др.), Свято-Петропавловская церковь (во имя святых апостолов Петра и Павла; 2000-е гг.), часовня Архангела Михаила (2017; на месте одноимённого храма, возведённого в 1864 и разобранного в 1962), детская поликлиника (2019–2022).
Памятники: В. И. Ленину, Герою Советского Союза П. И. Куприянову (бюст – 1958, скульптор А. О. Бембель; стела с барельефом – 1965, скульптор Б. В. Ивонтьев, реконструирована в 1971 и 2004), погибшим в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг., в том числе монумент «Мать-патриотка» в честь А. Ф. Куприяновой и её пятерых сыновей (1975, скульпторы А. М. Заспицкий, И. Я. Миско и Н. А. Рыжанков, архитектор О. Г. Трофимчук), создателям карьерных самосвалов (2002; установленный на постамент самосвал БелАЗ). Статуя Богоматери (2021).
Наука. Образование
В Жодино размещены ведущие научные организации, действующие в сфере аграрных исследований, – Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по земледелию (с 1927 Белорусский научно-исследовательский институт сельского и лесного хозяйства имени В. И. Ленина; с 2006 современные название и статус) и Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству (с 1944 Отделение естественных и сельскохозяйственных наук АН БССР; с 1949 Институт животноводства АН БССР; с 1956 Белорусский научно-исследовательский институт животноводства; с 2002 Институт животноводства Национальной академии наук Беларуси; с 2006 современные название и статус).
В городе функционируют средние специальные учебные заведения: Жодинский государственный политехнический колледж (филиал Белорусского национального технического университета; с 1954 Энерготехникум; с 1959 филиал Минского автомеханического техникума; с 1973 Жодинский политехникум; с 2008 Жодинский государственный политехнический колледж; с 2014 современные название и статус), Жодинский государственный колледж (с 1966 профессионально-техническое училище № 75; с 1978 Жодинское среднее городское профессионально-техническое училище металлистов № 75 имени братьев Куприяновых; с 1984 Жодинское среднее профессионально-техническое училище № 75 имени братьев Куприяновых; с 1989 Жодинское профессионально-техническое училище № 75 машиностроения имени братьев Куприяновых; с 1993 Жодинское профессионально-техническое училище № 75 – машиностроения; с 1996 Жодинский центр профессионального образования; с 2000 Жодинский профессиональный лицей; с 2022 современные название и статус).
В Жодино действуют 14 учреждений дошкольного образования (включая 1 санаторно-оздоровительного типа), 9 школьных организаций (в том числе 2 гимназии), 6 центров специального и дополнительного образования, в том числе 2, направленных на коррекционно-развивающее обучение и реабилитацию, а также профилактику семейного неблагополучия (2023).
Библиотеки
Работают Центральная городская библиотека г. Жодино и её структурное подразделение – Библиотека семейного чтения.
Музеи
В городе находится Жодинский краеведческий музей (2008), в его состав входят Дом-музей А. Ф. Куприяновой (с 2008) и Городской выставочный зал (с 2014).
Фестивали. Городские праздники
В Жодино проводятся кинофестиваль Revelatio (с 2021; ежегодный), шествие Дедов Морозов и Снегурочек (ежегодно перед Новым годом), велопробеги (приурочены к различным памятным датам). День города отмечается 3 июля; особое значение придаётся Дню машиностроителя (26 сентября).
Парки
Зелёные зоны расположены в центральной части города, в частности Парк культуры и отдыха, имени 50-летия БелАЗа, бульвар вдоль улицы Дмитрия Сырокваша. Функционирует дендропарк. На левом берегу реки Плиса создан городской пляж.
Спорт
Футбольный клуб «Торпедо-БелАЗ» (основан в 1961) выступает в высшей лиге чемпионата Республики Беларусь, обладатель Кубка страны в 2016 и 2023 гг. (домашний стадион – «Торпедо»; построен в 1969; 6,5 тыс. мест).
Хозяйство
Основу экономики города составляет промышленное производство, в частности транспортное и тяжёлое машиностроение, станкостроение, электротехническая промышленность, металлообработка. Крупнейшее предприятие города – Белорусский автомобильный завод (1946; входит в число ведущих мировых концернов по производству карьерной техники), выпускающий большегрузные карьерные автосамосвалы (грузоподъёмность от 25 до 450 т, свыше 500 моделей и модификаций, экспорт в более чем 80 стран мира в 2023). Помимо БелАЗа, действуют Кузнечный завод тяжёлых штамповок (КЗТШ; 1982; в составе холдинга «БелавтоМАЗ»; узлы и детали для большегрузных и сельхозмашин, калибровочные и формовочные с гидроусилителем прессы и др.), заводы группы компаний БАЗ (2000; станки и оборудование, гидроцилиндры и гидроманипуляторы, трубы гофрированные и др.), заводы «Ремиз» (воздушные фильтры для грузовой, строительной и спецтехники и др.), «Энергоконструкция» (1979; филиал предприятия «Белсельэлектросетьстрой»; опоры для линий электропередач), «Этон» (1997; в составе группы предприятий «Дорэлектромаш»; оборудование для городского электротранспорта, троллейбусы и др.). В 2020 г. введён в строй производственный комплекс по сборке троллейбусов и электробусов (совместное предприятие Минского автомобильного завода и группы «Дорэлектромаш»).
Функционирует предприятие «Цветмет» (2003; в составе компании «Белцветмет»), специализирующееся на переработке лома и отходов цветных металлов медной группы, с последующим производством проката из меди и её сплавов.
Налажено производство лакокрасочной продукции [фабрика «Снежка-БелПол» (2003; эмульсионные, масляно-фталевые краски и шпаклёвочные массы)]; мебели [для ванных комнат («Белюкс»), мягкой, детской, кухонной (Lama-мебель, «Киндервуд», «Васанти Плюс» и др.)], трикотажных изделий («Свитанок» и др.), матрасов (BelSon). Функционирует хлебозавод.
Электро- и теплоснабжение города осуществляет Жодинская теплоэлектроцентраль (до 1979 – Смолевичская ГРЭС).
Из отраслей сферы услуг получило развитие банковское дело. Финансовые операции осуществляют филиалы крупнейших банков страны – Беларусбанка, Белагропромбанка, «БелВЭБ», Сбер Банка (принадлежит российскому ПАО «Сбербанк»).
Розничная торговля представлена крупными и региональными торговыми сетями, в частности в Жодино действует гипермаркет сети «Евроопт». Открыты супермаркеты сетей «Белмаркет», «Евроопт», «Копеечка», «Соседи», Green; магазины в формате «у дома» (в частности «Квартал вкуса»), «жёсткие дискаунтеры» сети «Грошык» и российской сети «Светофор» и др. В городе функционируют 3 рынка, в том числе вещевой.
Получили распространение туризм (в том числе индустриальный, благодаря экскурсиям на завод БелАЗ), гостиничное дело и общественное питание.
Важную роль в экономике города играют предприятия по ремонту и поддержанию в исправном техническом состоянии транспортных средств, в том числе карьерной техники, грузовых автомобилей и др.
Особое значение имеет обслуживание военных и режимных объектов – в Жодино дислоцирована 65-я автомобильная бригада и функционирует тюрьма № 8.
Из аграрных предприятий в непосредственной близости к городу расположен конный завод «Заречье», находящийся в управлении предприятия «ЖодиноАгроПлемЭлита», где продолжается выведение белорусской упряжной породы лошадей.
Окрестности
В 1 км к северо-востоку от Жодино, в агрогородке Пересады, расположен автомобильный завод «Белджи» (белорусско-китайское предприятие), где выпускаются легковые автомобили под брендами Geely и Belgee.
К юго-востоку от города находится озеро Судобле, являющееся одним из наиболее мелких в стране (максимальная глубина немногим более 0,6 м, средняя – 0,4 м), к северо-западу – Республиканский гидрологический заказник Гайно-Бродня (2015; площадь свыше 1196 га в 2023).