«Valorant»
«Valorant», бесплатная многопользовательская онлайн-игра для персональных компьютеров в жанре шутера. Разработкой игры занимается американская компания Riot Games. Официальный релиз игры состоялся 2 июня 2020 г. Матчи в «Valorant» рассчитаны на 10 человек – по 5 игроков в команде. Геймплей игры похож на геймплей «Counter-Strike: Global Offensive» от компании Valve. «Valorant» стала одной из популярных киберспортивных дисциплин, турниры по которой проводятся при поддержке Riot Games.
Впервые о разработке «Valorant» стало известно 15 октября 2019 г. Riot Games, которая прежде занималась только видеоигрой «League of Legends», анонсировала тактический шутер и ряд других проектов в рамках мероприятия в честь 10-летия «League of Legends». Изначально шутер носил название «Project A». Ближе к релизу Riot Games переименовала игру в «Valorant». 7 апреля стартовало закрытое бета-тестирование, а 2 июня 2020 г. шутер стал полностью доступен.
Сражения происходят в формате 5 на 5. Одна команда должна защищать точки, а второй необходимо установить бомбу (спайк). Для победы в матче нужно выиграть 13 раундов. После 12 сыгранных раундов команды меняются сторонами – защитники переходят в атаку, а атакующие становятся защитниками. Перед каждым раундом игроки покупают оружие, которое остаётся с ними, пока они не погибли. Главное отличие «Valorant» от игры «CS:GO» – наличие способностей у агентов. Перед началом матча пользователи выбирают одного из 22 агентов, каждый из которых имеет 4 уникальные способности. Выбрать двух одинаковых агентов в одной команде невозможно.
В игре «Valorant» агенты делятся на 4 типа: Дуэлянты (самодостаточные бойцы с высоким показателем способности к устранению оппонентов), Стражи (агенты, специализирующиеся на защите участков карты и поддержке союзников), Зачинщики (помогают в обнаружении противников и захвате участков карты) и Специалисты (осуществляют контроль карты и выполняют ряд тактических заданий). На момент релиза в «Valorant» было 11 агентов, а к концу 2023 г. их насчитывается уже 22: Jett, Raze, Breach, Omen, Brimstone, Phoenix, Sage, Sova, Viper, Cypher, Reyna, Killjoy, Skye, Yoru, Astra, KAY/O, Chamber, Neon, Fade, Harbor, Gekko и Deadlock. Новых агентов в игру вводит Riot Games вместе с крупными обновлениями и началом новых рейтинговых сезонов.
У каждого агента есть 4 способности. Одна из них – встроенная: умение, которое доступно в каждом раунде и которое не нужно покупать. Две способности являются базовыми, поэтому для их использования необходимо приобрести заряды в магазине в начале каждого раунда. Неиспользованные заряды базовых способностей, в отличие от оружия, после смерти не пропадают, а переходят на следующий раунд. Четвёртая способность агента – ультимейт (англ. ultimate, высший). Эту способность нельзя приобрести в магазине: чтобы её использовать, необходимо накопить определённое количество специальных зарядов. Число зарядов, необходимых для использования ультимейта, у агентов разное – от 5 до 8. Заряд даётся за уничтожение врага или смерть, а также его можно получить, взяв специальную сферу. Ультимейт считается самой сильной способностью агента, которая может повлиять на исход раунда. Большинство базовых умений персонажей связаны с тактическими приёмами – вариации дымовых, световых и зажигательных гранат, а также способности для установки заграждений, изучения местности и восстановления здоровья себе или союзникам. У всех обычных умений ограниченное количество зарядов (зачастую не больше трёх). Встроенные умения могут восстанавливаться по ходу раунда – спустя время или после устранения нескольких врагов.
Оружие в игре делится на несколько типов: пистолеты, пистолеты-пулемёты, дробовики, штурмовые винтовки, снайперские винтовки, пулемёты и оружие ближнего боя (нож). Каждый агент может одновременно иметь пистолет, нож и одно любое основное оружие. В начале раунда у каждого игрока есть нож и стандартный пистолет Classic. Оружие можно не только купить, но и подобрать у поверженных союзников или врагов. Деньги (кредиты) в «Valorant» даются за уничтожение соперников и в конце раунда: победа приносит больше, чем поражение врагов. Помимо оружия и способностей, геймеры могут приобрести броню, которая увеличивает изначальное здоровье (100 единиц) на 50 пунктов. Каждое оружие в игре имеет дальность поражения, урон, отдачу и разброс пуль. Урон от попадания в том числе зависит от расстояния, с которого выпущена пуля, и части тела, куда попал снаряд. Наиболее востребованными видами оружия в игре являются штурмовые винтовки Vandal и Phantom, пистолет-пулемёт Spectre и снайперская винтовка Operator.
Сражения в «Valorant» происходят на одной из семи карт, которая выбирается случайным образом перед началом матча. На начало 2022 г. доступны карты Fracture, Breeze, Icebox, Bind, Haven, Split и Ascent. На каждой карте есть 2 точки (исключением является Haven, на которой 3 точки), где атакующие могут установить спайк – объект для уничтожения соперников. На некоторых картах есть дополнительные тактические элементы: телепорты, тросы для быстрого перемещения и закрывающиеся двери. Установка спайка на точке занимает чуть меньше 4 с. Разминирование длится 7 с.
Подбор матчей в игре «Valorant» происходит на основе ранговой системы. Всего в шутере 7 званий: железо, бронза, серебро, золото, платина, алмаз и бессмертный. В «Valorant» также есть дополнительный ранг – радиант. Его получают пользователи, которые вошли в топ-500 лучших игроков. До звания бессмертного доходит только 1 % пользователей. Рейтинговые очки начисляются после каждого матча: поражение отнимает до 30 баллов, а победа приносит до 50 баллов.
Монетизация шутера происходит за счёт внутриигровых покупок. За донаты (добровольные пожертвования) в «Valorant» можно приобрести боевой пропуск акта, прокачка которого открывает новые косметические предметы, а также отдельные скины (облики) для оружия в магазине. С помощью продаж внутриигровых предметов формируется и призовой фонд чемпионата мира по «Valorant». В 2021 г. разработчики выпустили лимитированный набор, приуроченный к старту турнира Valorant Champions – 2021. 50 % с продаж наборов пошли на увеличение призового фонда главного турнира года, который изначально составлял 1 млн долл. В итоге пользователи потратили на этот лимитированный набор свыше 15 млн долл., тем самым увеличив призовой фонд турнира на 7,5 млн долл.
Riot Games начала заниматься развитием киберспортивной сцены «Valorant» почти сразу после релиза игры. Уже 16 июня 2020 г. компания анонсировала серию турниров Ignition Series. Позднее компания Riot Games создала модель региональных лиг (подобная система действует в League of Legends), в которых участвуют коллективы со всего мира. К началу 2022 г. разработчики игры «Valorant» провели 2 крупных LAN-чемпионата в Берлине и Рейкьявике. В конце 2021 г. состоялся 1-й чемпионат мира по игре «Valorant», который также прошёл в Берлине. Чемпионом события стала европейская команда Acend, которая в финале со счётом 3:2 по картам обыграла российский коллектив Gambit. За решающим противостоянием турнира следили более 1 млн зрителей на Twitch, YouTube и других стриминговых платформах. В среднем трансляции 1-го чемпионата мира по игре «Valorant» собирали у экранов более 460 тыс. пользователей.
Изначально профессиональная сцена игры «Valorant» преимущественно состояла из бывших киберспортсменов по игре «CS:GO». В шутер пришли возрастные игроки, а также геймеры из Северной Америки – региона, который испытывал проблемы в «CS:GO» в тот период. Среди бывших игроков «CS:GO», перешедших в игру «Valorant», можно отметить nitr0, TenZ, ScreaM и Nivera. Вскоре в «Valorant» появилась плеяда собственных киберспортсменов. Игрой заинтересовались многие известные организации, среди которых Ninjas in Pajamas, G2, Cloud9, 100 Thieves, Fnatic, Team Liquid, FaZe Clan, TSM, Gen.G и другие. В Содружестве Независимых Государств также несколько киберспортивных клубов подписали себе составы для игры «Valorant» – Gambit, NAVI и forZe.