Ивченко Александр Георгиевич
И́вченко Алекса́ндр Гео́ргиевич (укр. Олександр Георгійович Івченко) [10(23).11.1903, село Большой Токмак Бердянского уезда Таврической губернии, ныне город Токмак, Запорожская область – 30.6.1968, Запорожье], генеральный конструктор авиационных двигателей, академик Академии наук Украинской ССР (1964), Герой Социалистического Труда (1963).
Родился в многодетной семье рабочего-литейщика и домохозяйки (было 11 детей). В 17 лет стал учеником литейщика, затем работал литейщиком на заводе в родном городе (ныне Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова).
Высшее техническое образование получил (1935) на факультете двигателей внутреннего сгорания Харьковского механико-машиностроительного института (ныне Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»). По окончании института работал инженером по сборке и испытаниям авиационных двигателей на запорожском заводе имени Баранова № 29 (ныне компания «Мотор Сич»), затем рядовым конструктором, начальником конструкторской бригады – конструировал авиационные поршневые двигатели в отделе главного конструктора. С 1938 г. ведущий конструктор двигателя М-89 (мощностью 1500 л. с.) для бомбардировщиков Су-2 и ДБ-3Ф, создаваемых в конструкторских бюро П. О. Сухого и С. В. Ильюшина. После начала серийного производства двигателя М-89 Ивченко назначен заместителем начальника серийного конструкторского бюро завода № 29 и продолжил усовершенствование двигателя.
Осенью 1941 г. в связи с наступлением немецко-фашистских войск предприятие эвакуировали в г. Омск. Там начальник серийного конструкторского бюро, а позднее заместитель главного конструктора завода № 29 Ивченко руководил внедрением в серийное производство двигателя АШ-82ФН, на основе которого были спроектированы истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2.
5 мая 1945 г. в г. Запорожье образовано Опытно-конструкторское бюро № 478 (ОКБ «Прогресс»). Его начальником назначили Ивченко. Ядро коллектива ОКБ № 478 составили специалисты серийного конструкторского бюро Омского завода, работавшие до эвакуации в г. Запорожье. В 1946 г. назначен главным конструктором завода № 478, в 1963 г. генеральным – конструктором Государственного союзного ОКБ № 478.
ОКБ Ивченко в рекордно короткие сроки в 1945–1968 гг. (за 23 неполных года, при среднем периоде создания нового авиадвигателя 7–8 лет) спроектировало несколько видов двигателей разных типов, и каждый вошёл в состав конкретного летательного аппарата. Ивченко работал с главными конструкторами самолётов и вертолётов, подводя под их проекты замыслы своих конструкторов. Авиационные поршневые двигатели АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р были созданы для учебно-тренировочных самолётов, боевых самолётов и самолётов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14; поршневые и газотурбинные двигатели АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК – для вертолётов и винтокрылых аппаратов Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22; пусковые двигатели ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9 – для самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40, вертолётов Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.; мощные турбовинтовые газотурбинные двигатели большого ресурса АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 – для пассажирских, транспортных и десантных самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолёта Бе-12; один из первых в СССР 2-контурных турбореактивных двигателей АИ-25 – для пассажирского самолёта Як-40.
Созданы двигатели народно-хозяйственного (наземного и водного) назначения: двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»; двигатели марки «Січ» для водно-моторного спорта; двигатель АИ-14РС для аэросаней «Север-2», вертолёта Ка-30 и судна на воздушной подушке «Радуга»; газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»; пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей судов «Сормович»; газотурбинные приводы АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4; газотурбинные приводы АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок; газотурбинный привод АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41.
Самолёты с турбовинтовыми двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивными двигателями АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.
Член РКП(б) с 1924 г. Депутат Верховного Совета Украинской ССР 2-го созыва (1947–1951).
Член научно-технических советов Государственного комитета по авиационной технике при Совете Министров СССР и Главного управления Гражданского воздушного флота. Доктор технических наук (1962).
Лауреат Сталинской премии 3-й степени (1948, за создание новых авиационных моторов) и Ленинской премии (1960, за разработку и создание пассажирского самолёта Ил-18). Награждён 2 орденами Ленина (1963; 1966), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1945; 1948; 1957), орденом Красной Звезды (1944).
Похоронен в г. Запорожье на Южном кладбище.
В 1994 г. конструкторскому бюро «Прогресс» присвоено имя академика А. Г. Ивченко (с 2011 в составе «Укроборонпром»). С 1997 г. новые двигатели, создаваемые конструкторским бюро «Прогресс», получили обозначение «АИ». Памятник Ивченко установлен 22 мая 2009 г. рядом с КБ «Прогресс».