Туманский Сергей Константинович
Тума́нский Серге́й Константи́нович [8(21).5.1901, Минск – 9.9.1973, Москва], советский конструктор авиационных двигателей. Внёс большой вклад в создание высокотемпературных турбин для авиадвигателей, провёл фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, предложил рекомендации по устранению опасных вибрационных напряжений лопаток компрессоров и турбин. Действительный член Академии наук СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1957).
Рано остался без отца, который умер в 1903 г. Детство и юность провёл во Владимире, где окончил мужскую гимназию. В семье было четверо братьев, и все они избрали своим поприщем авиацию. Один стал лётчиком-испытателем, второй – инженером военного представительства, третий – штурманом, а Сергей – генеральным конструктором авиадвигателей.
В Гражданскую войну служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в авиационной эскадре «Гром» (где лётчиком-командиром был его брат Алексей), выполнял работу моториста, пулемётчика и бомбардира. Его отличали самообладание, смелость и решительность. В одном из боевых вылетов на самолёте возник пожар. Туманский вылез на плоскость крыла и, рискуя жизнью, погасил огонь. Самолёт благополучно вернулся на аэродром.
В 1921 г. поступил и в 1922 г. успешно окончил Петроградскую военно-техническую школу авиамехаников ВВС, затем работал в строевых частях Красного воздушного флота.
В 1927 г. поступил в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (ВВА). Во время учёбы являлся активным членом научного общества. При содействии Б. С. Стечкина и других преподавателей группа слушателей во главе с Туманским спроектировала авиадвигатель ТУПФСЕН (Туманский – Пономарёв – Фёдоров – Сеничкин), который завоевал 1-е место на конкурсе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
По окончании ВВА в 1931–1938 гг. работал старшим инженером в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова. Был ведущим специалистом по 14-цилиндровым звездообразным поршневым двигателям воздушного охлаждения, которые выпускались по лицензии французской компании Gnome et Rhône (Société des Moteurs Gnome et Rhône) на заводе № 29 в Запорожье при сопровождении заводского ОКБ под руководством А. С. Назарова. Двигатель М-22 (Gnome-Rhône Jupiter-4) производился до 1935 г. и устанавливался на 25 моделях самолётов различного назначения, в том числе истребителях И-4, И-5, И-15, И-16, пассажирских самолётах К-5, «Сталь-3» и ХАИ-1. Двигатель М-85 (Gnome-Rhône Mistral Major К-14drs) производился с 1935 г., устанавливался на серийных бомбардировщиках ДБ-3 и нескольких типах опытных самолётов, последовательно модернизировался с увеличением мощности и высотности – модификации М-86 (для рекордного самолёта АНТ-37бис «Родина») и М-87 (для амфибии АНТ-44Д, истребителя И-180 и штурмовика Су-2).
В 1938 г. Туманский был назначен главным конструктором авиамоторного завода № 29. Под его руководством освоены в производстве двигатели серии М-87 и разработан высотный двигатель М-88, который затем под руководством главного конструктора Е. В. Урмина был модернизирован (c 1943 имел обозначение М-88Ф), выпускался серийно и устанавливался на дальних бомбардировщиках ДБ-3Ф (Ил-4), получивших массовое применение в ходе Великой Отечественной войны.
В 1940–1941 гг. Туманский – главный конструктор ЦИАМ. В 1941–1943 гг. начальник моторного отдела в составе винтомоторной лаборатории Лётно-исследовательского института (ныне ЛИИ имени М. М. Громова). Совместно с представителями промышленности проводил доводочные испытания двигателей для истребителей Ла-5 и Як-3 и штурмовика Ил-2.
В феврале 1943 г. главный конструктор завода № 300 А. А. Микулин пригласил Туманского на должность своего заместителя. При его участии в 1943–1946 гг. созданы несколько модификаций поршневого двигателя АМ-39 (для опытных истребителей И-220, И-224, бомбардировщиков СДБ, Ту-4 и др.), а затем и турбореактивные двигатели (ТРД) – в том числе серийные АМ-3 (самый мощный ТРД в своё время, устанавливался на бомбардировщиках Ту-16 и М-4, а также пассажирском самолёте Ту-104), АМ-5 (для истребителя МиГ-19), АМ-5А (для барражирующего перехватчика Як-25) и РД-9Б (для МиГ-19). В 1956 г. модифицированный двигатель РД-9БП использовался в ЛИИ имени М. М. Громова на экспериментальном летательном аппарате вертикального взлёта и посадки «турболёт».
С 1955 г. Туманский – главный конструктор ОКБ № 300, а с 1956 по 1973 гг. генеральный конструктор объединённого опытного завода «Союз», в состав которого вошло ОКБ № 300. В 1958 г. был внедрён в серийное производство передовой для своего времени турбореактивный двигатель (ТРД) Р11-300 (его первые опытные образцы под обозначением AM-11 разрабатывались и испытывались под руководством А. А. Микулина), различные модификации которого широко применялись для истребителей Су-15, МиГ-21, разведчика Як-28Р, перехватчика Як-28П и бомбардировщика Як-28Б. В последующем на основе Р11-300 были созданы семейства двигателей Р13 и Р25 (для новых модификаций МиГ-21 и Су-15), а также Р95Ш (для штурмовика Су-25).
В конце 1950-х гг. в ОКБ № 300 спроектирован ТРД Р-15 для высотных сверхзвуковых полётов с крейсерской скоростью 2,5 М. Первоначально предполагалось оснащать этим двигателем стратегическую крылатую ракету и беспилотный сверхзвуковой разведчик Ту-123 «Ястреб», но впоследствии он был модифицирован для самолётов семейства Миг-25. В 1961 г. прошёл государственные испытания малоразмерный ТРД РУ19-300 упрощённой конструктивной схемы для учебно-тренировочного самолёта Як-30. В последующем этот двигатель нашёл применение на экспериментальных экранопланах КБ Р. Е. Алексеева, а также в качестве дополнительной силовой установки на самолётах Ан-26 и Ан-30. В 1962 г. на базе Р11-300 началось проектирование первого отечественного подъёмно-маршевого двигателя Р27-300 с поворотным соплом для опытного самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-36, который был показан в июле 1967 г. на авиационном параде в Домодедово. В 1972 г. впервые в СССР самолёт Як-36М с двигателем Р27В-300 выполнил серию полётов «полного профиля» (вертикальный взлёт, горизонтальный полёт, вертикальная посадка), в том числе с палубы авианесущего корабля (противолодочного крейсера «Москва»). В 1974–1991 гг. ТРД Р27В-300 выпускался серийно и устанавливался на СВВП Як-36М и Як-38.
В 1960-х гг. в ОКБ № 300 были созданы жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) – Р201-300 для ракеты «воздух – земля» и Р209-300 для ракеты-мишени, а также микродвигатели Р210Д-300 и Р210Е-300 для системы ориентации и стабилизации космических аппаратов. В тот же период велись работы также и по некоторым новым направлениям, таким как создание холодильной техники (спроектирована воздушная холодильная машина ТХМ-300, в которой достигались температуры ниже –80 °С) и разработка ядерной энергетической установки ТУ-5 («Тополь», впоследствии «Топаз») электрической мощностью 5 кВт.
Начиная с 1934 г. Туманский преподавал на моторном факультете (ныне факультет двигателей) Московского авиационного института и совмещал руководство конструкторским бюро с работой в институте Академии наук СССР. Проводил фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, исследовал оптимальные способы регулирования компрессоров, форсажной камеры и реактивного сопла; работал над устранением опасных вибраций лопаток компрессоров и турбин и внедрением новых конструктивных элементов для борьбы с этим явлением.
Лауреат Ленинской премии (1957) и Сталинской премии 2-й степени за 1943–1944 гг. (присуждена в 1946).
Награждён орденами Ленина (1945, 1947, 1957, 1961), Октябрьской Революции (1971) и Красной Звезды (1967), медалями.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Имя Туманского присвоено Московскому авиационному моторостроительному техникуму (ныне Московский колледж авиационного моторостроения).