Цифровая пропаганда
Цифрова́я пропага́нда, распространение идей, взглядов посредством цифровых медиа и технологий с целью оказания влияния на общественное сознание.
Условия появления цифровой пропаганды
Условия для появления и активного внедрения цифровой пропаганды в современную политику и другие сферы создало появление цифровых медиа и феномена больших данных. Развитие Интернета в сторону парадигмы Web 2.0 (концепция, подразумевающая развитие интернет-систем, успешность которых зависит от растущего количества пользователей) означало не только распространение сообществ социальных сетей, блогов и форумов, но и возрастание объёмов генерации пользовательского контента. Параллельно происходило проникновение форм политической борьбы на площадки интернет-коммуникаций (блоги, форумы и т. д.). Субъекты политических отношений (государство, партии, политические лидеры) стали стремиться использовать цифровую среду для оказания влияния на общественное сознание. Результатом данных процессов стал рост больших данных (англ. big data) – цифровых следов пользователей, которые необходимо было обрабатывать автоматизированными системами сбора и анализа. Анализ данных давал возможность политическим субъектам и их консультантам понять предпочтения целевых аудиторий, их ожидания, проблемы, сформировать на основании этого политический месседж, предвыборную программу, доносящиеся до электората средствами цифровой пропаганды.
Цифровая пропаганда возникает при наличии ряда условий: технической возможности бесперебойно получать и распространять информацию в формате 24/7, фактора интернет-зависимости у большинства в обществе, высокого уровня доверия интернет-пользователей к сетевым каналам распространения коммуникации, фактора «клипового мышления» (потребление информации в основном переориентируется с длинных текстов на короткие тексты, видеоролики, мемы, комментарии, небольшие сообщения).
Специфика цифровой пропаганды
В отличие от традиционного вертикального принципа трансляции классической пропаганды, цифровая пропаганда дополняется механизмом горизонтального распространения информации от пользователя к пользователю по сетевым интернет-каналам коммуникации. Таким образом, сами пользователи в ходе совместной коммуникации становятся важнейшим элементом пропагандистского воздействия, осуществляемого по принципу «вирусного» распространения. При этом в условиях цифровой пропаганды авторство пропагандистской деятельности сложно отследить, оно размывается. Цифровые медиа (блоги, форумы, социальные сети) способствуют тому, что пропаганда приобретает признаки самоорганизующейся «инженерии согласия». Иерархические и горизонтальные приёмы пропаганды могут дополнять друг друга. Важнейшим приоритетом в цифровой пропагандистской работе становятся приёмы конструирования и распространения когнитивных схем, позволяющие навязывать аудитории необходимые интерпретации политических, социально-экономических и других процессов. Различные идеи распространяются и обсуждаются в виртуальной среде намного быстрее и активнее, чем на традиционных пикетах, митингах, а также охватывают намного большее число людей. Если раньше специалист по пропагандистской работе изучал проблемы своего клиента, анализировал общественность, формулировал стратегию взаимодействия клиента с аудиторией (Бернейс. 2022. С. 48–51) с помощью имеющихся у него традиционных средств (статистических, социологических), то для организации цифровой пропаганды специалисты обращаются к приемам психопрофилирования, технологиям анализа интернет-контента посредством нейронных сетей и искусственных интеллектуальных систем.