Триандис Гарри
Триа́ндис Га́рри, Гарри Хараламбос Триандис (англ. Harry Charalambos Triandis; греч. Χαράλαμπος Τριάντης) (16.10.1926, Патры, Греция – 1.6.2019, Карлсбад, штат Калифорния), американский кросс-культурный психолог греческого происхождения.
Родился в Греции, переехал в Канаду. В совершенстве знал несколько языков и благодаря этому, по свидетельству коллег, во время Второй мировой войны, будучи подростком и проживая на оккупированных немецкими и итальянскими войсками территориях, передавал сведения партизанским войскам (Landis. 2021).
В январе 1948 г. Гарри Триандис приехал в Канаду, в г. Монреаль. В Монреале поступил в Университет Макгилла, где изучал инженерное дело. В 1951 г. окончил его с отличием и получил степень бакалавра в области машиностроения. Затем получил степень магистра коммерции (англ. Master of Commerce) в Университете Торонто (1954). Несмотря на удачно складывающуюся карьеру в компании Proctor & Gambale, Триандис принял решение прекратить работу и поступить в аспирантуру психологического профиля. Он вернулся в Университет Макгилла и в течение года слушал курсы по психологии, знание которых было необходимо для поступления в аспирантуру по данной специальности. Спустя 3 года (1958) получил степень доктора философии в области социальной психологии в Корнеллском университете в г. Итака (штат Нью-Йорк). После получения докторской степени получил предложение о трудоустройстве от Лайла Ланье, руководителя факультета психологии в Иллинойском университете, и принял это предложение, проработав в этом университете с 1958 г. до выхода на пенсию в 1997 г. (Landis. 2021).
Триандис стал пионером в области кросс-культурной психологии, проведя обширные полевые исследования и собрав уникальные эмпирические данные по всему миру. Его книга «Анализ субъективной культуры» («The Analysis of Subjective Culture», 1972) является классической и одним из первых текстов в кросс-культурной психологии. Поскольку его исследования требовали сотрудничества с коллегами из разных культур, то, как писал его коллега, Уильям Габренья, Гарри Триандис за свою жизнь 4 раза объехал земной шар, проводя много месяцев в других культурах и прочитав лекции почти в 40 странах (Gabrenya. 2019). Подробное описание того, в каких странах были прочитаны лекции и какие жизненные периоды, можно найти в автобиографии Гарри Триандиса (A Cross-Cultural Life – Harry Triandis. 2015).
Согласно представлению Триандиса, для того чтобы результаты кросс-культурных исследований были достоверными, должны использоваться разные исследовательские методы (наблюдение, опросы, работа с документами и т. п.) и, что Триандис особенно подчёркивал, должны привлекаться коллеги, которые одновременно являются представителями той культуры, в которой проводится исследование. Например, если проводится исследование в Индии, то носители индийской культуры помогут глубже понять и проинтерпретировать результаты исследования, используя такие знания культурного контекста, которых нет у исследователя из другой страны. Триандис описывает это осознание в своей автобиографии в терминах прозрения. Это был момент осознания, который произошёл после разговора с тунисским социологом на конференции в Нигерии в 1967 г. Кросс-культурные исследования, по мнению Триандиса, требуют привлечения коллег из изучаемых культур на каждом этапе процесса, включая разработку инструментария, формулировку гипотез, анализ данных и подготовку совместных публикаций. В 1960-х гг. такие взгляды в психологии были революционными (Landis. 2021. P. 169).
В 1972 г. он представил многоуровневую модель субъективной культуры, завоевавшую популярность среди кросс-культурных психологов. В данной модели он определил экологию как предпосылку экономической деятельности, которая сформировала род деятельности людей, их профессии и место жительства, ближайшие предпосылки субъективной культуры. Аналогичным образом он определил историю как предпосылку, формирующую социальные институты, язык и религию, которые являются предшественниками субъективной культуры. Другие непосредственные психологические предшественники субъективной культуры включают стимулы и обратную связь от собственного поведения человека (Landis. 2021). Широкое определение культуры заключается в том, что это созданная человеком часть окружающей среды. Её можно разделить на материальную и субъективную культуру. Материальная культура состоит из таких элементов, как одежда, пища, дома, дороги, инструменты и машины. Субъективная культура – это «характерный способ восприятия обществом своего социального окружения» (Triandis. 1972. P. 3). Она состоит из идей о том, что работало в прошлом и в силу этого заслуживает передачи будущим поколениям. Язык и экономические, образовательные, политические, правовые, философские и религиозные системы являются важными элементами культуры. Идеи об эстетике и о том, как люди должны жить с другими, также являются важными. Наибольшее значение имеют неустановленные допущения, стандартные операционные процедуры и привычки отбора информации из окружающей среды. В качестве элементов субъективной культуры Триандис рассматривал и подробно описывал следующие психологические явления: категории (например, у эскимосов много категорий, обозначающих различные оттенки снега, в то время как у других народов этого нет), ассоциации («мы, американцы, – трудоголики»), верования («упорный труд рано или поздно вознаграждается», «добро должно быть с кулаками»), аттитюды (это идеи, «заряженные» аффектом, предрасполагающим к действию), нормы (предписывающие поведение), роли, задачи, ценности.
Триандис является автором подхода к измерению культур, который отличался по своему содержанию от подхода Г. Хофстеде и опирался на понятие «культурный синдром» (Triandis. 1996). Культурные синдромы Триандис описывает как совокупность «общих установок, убеждений, норм, ролей и самоопределений, а также ценностей представителей каждой культуры, которые организованы вокруг определённой темы» (Triandis. 1996. P. 407). Важным является уточнение Триандисом фундаментального культурного измерения «индивидуализм – коллективизм» таким образом, что в нём выделены вертикальный и горизонтальный индивидуализм, а также вертикальный и горизонтальный коллективизм (Triandis. 1996).
Триандис внёс вклад в развитие области межкультурного обучения, разработав такой конструкт, как «изоморфная атрибуция» (Triandis. 1975), такой метод, как симуляторы, специфичные для конкретной культуры (Fiedler. 1971), теоретические основы для оценки эффективности различных техник межкультурного тренинга и обучения (Triandis. 1977; 1984) и практическое применение культурных синдромов индивидуализма и коллективизма в межкультурном обучении (Triandis. 1988).
Существенным вкладом Триандиса в практическую кросс-культурную психологию является активное участие в концептуальной разработке культурных ассимиляторов – специальной техники повышения этнокультурной компетентности и сензитивности. Данная техника сейчас активно используется в тренингах межкультурного взаимодействия (Triandis. 1984).
Триандис за свою карьеру опубликовал более 200 научных работ (статей, глав в монографиях и книг), многие переведены на китайский, фарси, немецкий, японский, русский, испанский и другие языки (Landis. 2021).
Последняя крупная работа, «Одурачивая себя: самообман в политике, религии и терроризме» («Fooling Ourselves : Self Deception in Politics, Religion, and Terrorism». 2009), вышла в 2009 г. Она отмечена премией имени Уильяма Джеймса от отдела общей психологии Американской психологической ассоциации.
Был президентом шести психологических ассоциаций (Landis. 2021):
Международной ассоциации кросс-культурной психологии (International Association for Cross-Cultural Psychology, 1974–1976);
Международной ассоциации прикладной психологии (International Association of Applied Psychology, 1990–1994);
Общества кросс-культурных исследований (Society for Cross Cultural Research, 1990-е гг.);
Межамериканского общества психологии (Inter-American Society of Psychology, 1985–1987);
Общества личности и социальной психологии (Society for Personality and Social Psychology) (США);
Общества психологического изучения социальных проблем (Society for the Psychological Study of Social Issues, 1975–1976).
Обладатель ряда профессиональных наград, в том числе:
межамериканской премии в области психологии от Межамериканского общества психологии (1981);
звания заслуженного профессора программы Фулбрайта в Индии (1983);
премии Американской психологической ассоциации «Вековая цитата» (1992);
премии Американской психологической ассоциации «Выдающийся лектор года» (1994);
премии Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в международную психологию (1994);
стипендиальной премии Джеймса Маккина Кеттелла от Американского психологического общества (1996).