Транзакционный стиль лидерства
Транзакцио́нный стиль ли́дерства (англ. transactional leadership), модель поведения лидера, основанная на выстраивании системы отношений с последователями по принципу обмена.
Под транзакцией следует понимать акт социального обмена между лидером и его последователями. Он строится на механизмах взаимного влияния и социальной перцепции. По мнению американского исследователя Э. Холландера, разрабатывавшего вместе с коллегами данное понятие (Hollander. 1969; Hollander. 1985), транзакция подчёркивает более активную позицию последователей в отношениях с лидером, т. к. подразумевает двустороннее воздействие на внутригрупповые процессы. По сути, транзакция – это обмен взаимными вознаграждениями: со стороны лидера это ориентировка подопечных и контроль над ними, организация их действий, со стороны последователей – поддержание авторитета лидера, согласие подчиняться ему. Таким образом, лидер способствует достижению успеха группы, получая при этом поддержку и уважение. Поэтому успешность взаимодействия напрямую детерминирована готовностью членов группы принимать лидерское влияние.
Формирование транзакционного подхода было обусловлено развитием теории обмена. Впервые она была предложена американским психологом Дж. Граеном с коллегами (Dansereau. 1975) под названием «модель вертикальной диадной связи». В ней рассматривались внутри- и внешнегрупповые отношения, которые устанавливает лидер с последователями. Чем более качественно налажен данный обмен, тем больше ресурсов получают члены группы. Так, при высоком качестве обмена улучшается не только психологическое благосостояние, но и эффективность деятельности подчинённых (Лидерство и власть. 2012).
Существуют 4 основных фактора, влияющих на обмен (Liden. 1997):
особенности последователей (характеристики личности и поведения);
особенности лидера (прежде всего опыт, компетенции);
особенности взаимодействия (совместимость лидера с последователями);
особенности ситуации (степень её экстремальности, временны́е ресурсы лидера).
Было установлено, что то, как оценивает последователь качество обмена, напрямую влияет на его удовлетворённость трудом и организационную лояльность (Kinicki. 1994).
Некоторые исследователи критикуют позицию, связанную с анализом лидерства через систему обмена. Так, психологи Д. ван Книппенберг и М. Хогг (Лидерство и власть. 2012) указывают на то, что не всегда с помощью данной модели можно спрогнозировать результативность труда. Кроме того, здесь не учитываются обмены на уровне групп, а также в системе «последователь – последователь», что может серьёзно влиять и на структуру взаимодействий с лидером. Остаётся также открытым вопрос, как воспринимает в данной системе себя последователь – как отдельную личность, члена подгруппы или группы в целом. Частично ответом на данную критику стала концепция, рассматривающая проблему на уровне группового обмена, или теория ценностного обмена, предложенная Р. Л. Кричевским (Кричевский. 1985). В ней рассматривается другой уровень взаимодействия, когда группа последователей становится полноценным участником обмена и сама выступает в качестве коллективного субъекта. При этом происходит двустороннее удовлетворение социальных потребностей лидера и членов группы путём взаимного предоставления друг другу ценностей (предметов материального и нематериального порядка, имеющих индивидуальную или социальную значимость).
Немаловажным моментом остаётся то, что в системе транзакций главная роль остаётся у лидера, но при этом он обычно не вносит серьёзных инноваций в жизнедеятельность группы. Альтернативным подходом стала разработка модели, в основу которой было положено понятие трансформационного стиля лидерства.