Трансцендентальное единство апперцепции
Трансцендента́льное еди́нство апперце́пции, термин в философии И. Канта, означающий результат синтетической деятельности рассудка и условие всякого познания. Введён И. Кантом во втором издании трактата «Критика чистого разума» (1787) в разделе «Дедукция чистых рассудочных понятий» (KrV. B 131-140; Кант. 2006. С. 203–213). Представляет собой единство самосознания и называется Кантом также изначально-синтетическим единством апперцепции, т. к. лежит в основе любого познания, создавая условия его возможности. Кант поясняет сущность трансцендентального единства самосознания и того, каким образом именно оно является изначальным условием познания как такового, следующим образом. Разрозненные представления могут соединяться в единое целое только при наличии какой-то связи в них, чего-то, на основе чего они могут быть объединены. Только при наличии такой основы рассудок может синтезировать, объединив их в представление об объекте или составив суждение. Таким основанием связи, по Канту, является суждение «я мыслю». Это не суждение в строгом логическом смысле, т. к. представляет собой не результат деятельности рассудка по составлению суждений, а напротив, – основание, делающее эту функцию рассудка возможной. Однако и представлением называть «я мыслю» тоже в строгом смысле нельзя. Этот компонент оказывается столь неуловимым и не поддаётся четкому определению именно ввиду своего изначального характера. Будучи основанием деятельности рассудка, «я мыслю» становится условием нашего познания, в силу чего и оказывается границей нашего постижения. Мы не можем ни определить в строгом смысле слова «я мыслю», ни тем более установить причины, по которым деятельность наших познавательных способностей устроена именно таким образом. Единственное, что мы можем познать, это то, как это единство сознания проявляется, и установить, что именно оно – изначальное основание нашего познания.
Представление «я мыслю» сопровождает все мои другие представления и остаётся одним и тем же во всяком сознании. Всё многообразное, данное в созерцании, имеет необходимое отношение к этому представлению «я мыслю» в том самом субъекте, в котором оно находится, благодаря чему и становится возможным его связывание. Но само это представление не принадлежит чувственности и является актом спонтанности. Прибавление к каждому представлению «я мыслю» делает их моими представлениями, и это возможно только благодаря тому, что они все принадлежат моему сознанию. Принцип трансцендентального единства апперцепции включает в себя также принцип тождественности сознания. Сознание всегда остаётся самотождественным, в противном случае не было бы возможно связывание разрозненных представлений, т. к. основание их связывания утрачивалось бы ввиду отсутствия самотождественности субъекта связывания. При этом тождество апперцепции и производимый синтез представлений неразрывно связаны. Кант называет это аналитическим и синтетическим единством апперцепции соответственно, подчёркивая, что аналитическое единство возможно лишь в том случае, если мы предполагаем синтетическое единство апперцепции. Другими словами, тождество сознания достигается только благодаря осознанному синтезу представлений в одном сознании. Я присоединяю одно представление к другому и осознаю этот процесс, и именно благодаря этой возможности связывания многообразного в одном (моем) сознании и становится возможным тождество моего сознания в этих представлениях. Таким образом, именно синтетическое единство многообразных созерцаний как данное a priori является основанием тождества самой апперцепции, которая, в свою очередь, a priori предшествует определённому мышлению, в силу чего оно и называется «изначальным». Трансцендентальное единство апперцепции является условием объединения данного в созерцании многообразного в понятие об объекте.
Трансцендентальное единство апперцепции становится впоследствии центральным положением наукоучения И. Г. Фихте, подвергаясь некоторому переосмыслению. Понятие «трансцендентальное единство апперцепции» заменяется у Фихте на сходное по значению Я, чистое и самотождественное. Чистое Я характеризуется также абсолютной спонтанностью и самодеятельностью, воспринимаясь как дело-действие. По сути же речь идет о том же единстве и тождестве самосознания, что и у Канта. Однако Фихте вносит и существенное изменение в понимание самосознания, полагая, что оно характеризуется неким непосредственным постижением, интеллектуальным созерцанием, возможность которого Кант отрицал.
В философии Г. В. Ф. Гегеля (1770–1731), напротив, принцип трансцендентального единства апперцепции, равно как и любые формы утверждения тождества самосознания, подвергается критике ввиду противоречия с основами диалектического развития. Термин «трансцендентальная апперцепция» – не собственный термин гегелевской философии и используется им лишь для характеристики идеалистической позиции, полагаемой им ограниченной по причине ее односторонности. Принимая в качестве абсолютно достоверного и самоочевидного принцип тождества самосознания (Я есть Я), сознание тем самым противопоставляет себе внешнему по отношению к себе (объекты), утверждаясь в противопоставлении субъективного и объективного, противоречие между которыми в ходе развития должно быть снято.