Автомобильное колесо
Автомоби́льное колесо́, узел ходовой части, основной элемент движителя автомобиля; представляет собой вращающийся и передающий нагрузки (возникающие в контакте с поверхностью дорожного покрытия) элемент, расположенный между шиной и ступицей автомобиля. Колесо автомобиля состоит из обода и диска, соединяющего ступицу с ободом. Обод имеет 2 бортовые закраины, образующие боковой упор для шины, посадочные полки и углубление между ними (монтажный ручей). Ободы тяжёлых грузовиков обычно делают разъёмными без монтажного ручья. На диске выполнены конические отверстия, через которые болтами или гайками осуществляют крепление автомобильного колеса к ступице. На спортивных автомобилях колесо обычно крепится к ступице одной центральной гайкой. Вентиляционные окна на диске устраивают для охлаждения тормозных механизмов. Существуют и бездисковые автомобильные колёса (спицевые, с ободом и внутренними проушинами крепления и др.).
Автомобильное колесо изготавливают из стали, лёгких (алюминиевых или магниевых) сплавов и композиционных материалов. В целях геометрической совместимости автомобильного колеса с шиной, с одной стороны, и автомобильного колеса со ступицей – с другой, устанавливается ряд геометрических параметров обода и диска (рис., в). Размер шины должен соответствовать посадочной ширине и посадочному диаметру обода. При подборе автомобильного колеса для конкретного автомобиля учитывают диаметр центрального отверстия диска (должен совпадать с диаметром посадочного цилиндра ступицы), диаметр расположения крепёжных отверстий (должны совпадать с соответствующим размером ступицы) и вылет колеса. В соответствии с международными стандартами автомобильное колесо маркируется в следующей последовательности: ширина обода по посадочным полкам между закраин (в дюймах); буквенное обозначение формы бортовой закраины; посадочный диаметр (в дюймах); буквенное обозначение типа посадочной полки (форма кольцевых выступов на полках, их количество и др.); например, 5,5J × 14H2.
В специальной литературе термин «автомобильное колесо» применяется для обозначения движителя автомобиля, например: «угол поворота колеса…», «ведущие колёса…» и т. п. В этом случае имеется в виду автомобильное колесо в сборе, включающее также и шину.