Фрикционные материалы
Фрикцио́нные материа́лы (от лат. frictio – трение), материалы с высоким и стабильным коэффициентом трения и высокой износостойкостью. Применяются для изготовления тормозных узлов, муфт сцепления и других устройств, в которых используется сила трения. Фрикционные материалы характеризуются высокой фрикционной теплостойкостью (т. е. способностью сохранять коэффициент трения и износоустойчивость в широком диапазоне температур), низкой способностью к адгезии (не должны при трении схватываться, т. е. как бы «прилипать» друг к другу), высокой теплопроводностью и теплоёмкостью, хорошей устойчивостью против теплового удара, возникающего в результате интенсивного выделения теплоты в процессе трения; к ним предъявляются также требования по коррозионной стойкости, прирабатываемости, технологичности, экономичности.
Разработаны фрикционные материалы для лёгких (температура до 250 °C), средних (до 600 °C), тяжёлых и сверхтяжёлых (до 1000 °C) условий эксплуатации. В зависимости от конструкции тормозного или передаточного устройства фрикционные материалы предназначаются для эксплуатации в масле или «всухую». При эксплуатации в масле температура на рабочих поверхностях не превышает 100–150 °C. В качестве фрикционных материалов применяют некоторые виды пластмасс, металлы и сплавы (чугун, сталь, бронза), композиционные материалы, металлокерамику и др. Один из лучших фрикционных материалов – ретинакс, получаемый из асбеста, молотого барита, латуни и феноло-формальдегидной смолы; работает при температуре на поверхности трения выше 600 °C. Композиционные фрикционные материалы на основе термостойких смол с применением графита и различных волокон, главным образом углеродных, являются наиболее тепло- и износостойкими; их применяют для тяжёлых условий эксплуатации.