Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Теория подталкивания Талера

Тео́рия подта́лкивания Та́лера (англ. Nudge theory), научно-практический подход в области , предложенный , в соответствии с которым людей можно намеренно «подталкивать» к более рациональным решениям, используя методы и результаты исследований наук о поведении, в том числе .

В данной теории множество факторов, влияющих на процесс , описывается как сложная архитектура выбора, некоторые компоненты которой доступны для изменения другими агентами (). Таким образом, подталкивание – это изменение этих компонентов архитектуры выбора, которое приводит, в свою очередь, к изменению человеческого поведения без использования явных запретов или дополнительных поощрений.

Содержательно данная теория опирается на (), а также на исследования Д. Канемана в области изучения и психологических механизмов принятия решений ().

Теория подталкивания основывается на определённых идеологических позициях, которые получили название либертарианского патернализма (). Суть либертарианского патернализма сводится к благонамеренным манипуляциям, подталкивающим людей к оптимальному решению, но оставляющим определённую свободу выбора. В частности, такое расположение в буфете продуктов питания, чтобы первыми на глаза попадались фрукты, а не шоколад, не заставляет покупать фрукты, но повышает вероятность их покупки, оставляя возможность отказаться от подобного выбора ().

Данная концепция уже стала востребованной в области государственного управления и публичной политики во многих странах, поскольку расширила и концептуально обогатила инструментарий государственных институтов, направленный на изменение поведения граждан. Тем не менее до сих пор идут дебаты об этичности подобных интервенций в сферу выбора человека (; ; ).

Подробнее о теории подталкивания см. в работах Р. Талера «Подталкивание. Архитектура выбора: оптимизация решений в области здоровья, благосостояния и благополучия» (), К. Р. Санстейна «Этика влияния: государство в эпоху поведенческих наук» () и «Экономика подталкивания» ().

  • Принятие решений
  • Психологические концепции
  • Потребительский выбор
  • Современные психологические дискуссии
  • Прикладная психология