Теория подталкивания Талера
Тео́рия подта́лкивания Та́лера (англ. Nudge theory), научно-практический подход в области поведенческой экономики, предложенный Р. Талером, в соответствии с которым людей можно намеренно «подталкивать» к более рациональным решениям, используя методы и результаты исследований наук о поведении, в том числе психологии.
В данной теории множество факторов, влияющих на процесс принятия решения, описывается как сложная архитектура выбора, некоторые компоненты которой доступны для изменения другими агентами (Thaler. 2008). Таким образом, подталкивание – это изменение этих компонентов архитектуры выбора, которое приводит, в свою очередь, к изменению человеческого поведения без использования явных запретов или дополнительных поощрений.
Содержательно данная теория опирается на концепцию ограниченной рациональности Герберта Саймона (Simon. 1990), а также на исследования Д. Канемана в области изучения когнитивных искажений и психологических механизмов принятия решений (Judgment Under Uncertainty. 1982).
Теория подталкивания основывается на определённых идеологических позициях, которые получили название либертарианского патернализма (Thaler. 2008). Суть либертарианского патернализма сводится к благонамеренным манипуляциям, подталкивающим людей к оптимальному решению, но оставляющим определённую свободу выбора. В частности, такое расположение в буфете продуктов питания, чтобы первыми на глаза попадались фрукты, а не шоколад, не заставляет покупать фрукты, но повышает вероятность их покупки, оставляя возможность отказаться от подобного выбора (Increasing fruit ... 2016).
Данная концепция уже стала востребованной в области государственного управления и публичной политики во многих странах, поскольку расширила и концептуально обогатила инструментарий государственных институтов, направленный на изменение поведения граждан. Тем не менее до сих пор идут дебаты об этичности подобных интервенций в сферу выбора человека (Selinger. 2011; Goodwin. 2012; Hansen. 2013).
Подробнее о теории подталкивания см. в работах Р. Талера «Подталкивание. Архитектура выбора: оптимизация решений в области здоровья, благосостояния и благополучия» (Thaler. 2008), К. Р. Санстейна «Этика влияния: государство в эпоху поведенческих наук» (Sunstein. 2016) и «Экономика подталкивания» (The economics of nudge ... 2017).