Теория глобального рабочего пространства
Тео́рия глоба́льного рабо́чего простра́нства (англ. Global workspace theory), психологическая теория, призванная объяснить феномен сознания с точки зрения когнитивной психологии. Предполагает, что сознание представляет собой пространство в когнитивной системе, в котором интегрируется информация из независимых и изолированных когнитивных модулей. Интегрированная информация становится глобально доступной для всех модулей когнитивной системы.
Происхождение понятия
Теория впервые сформулирована американским когнитивным психологом Б. Баарсом в книге 1988 г. «Когнитивная теория сознания» (Baars. 1988). Теория Баарса стала первой теорией, рассматривающей сознание с когнитивной точки зрения, т. е. с точки зрения функции для познавательной деятельности. Теория базируется на модульном подходе к когнитивной системе (см. Fodor. 1983), согласно которому психика состоит из отдельных функциональных модулей, непроницаемых друг для друга (например, язык, зрительное восприятие, двигательный контроль и т. д.). В теории Баарса работа независимых когнитивных модулей протекает без участия сознания. Однако кроме независимых модулей в сознании предполагается наличие общего пространства, попадая в которое информация становится глобально доступной для всей когнитивной системы. После попадания в это глобальное рабочее пространство информация становится осознаваемой. Осознанная информация становится доступной для всех независимых модулей когнитивной системы. Субъективно осознанная информация представляет непротиворечивую целостную репрезентацию некоего объекта или процесса, представленную субъекту сознания. Непротиворечивость глобально доступной информации объясняет в теории Баарса ограниченность сознания. Теория глобального рабочего пространства значительно дополняет классические представления о сознании, основанные на пороговой теории Фехнера: осознание стимуляции достигается не просто активностью соответствующей репрезентации, но и её доступностью для всех модулей когнитивной системы.
Содержание понятия
Теория представляет собой классическую для когнитивной психологии схему, описывающую процессы обработки информации человеком. Многие исследователи сравнивают глобальное рабочее пространство с рабочей памятью. Осознание в рамках теории глобального рабочего пространства – это представленность (глобальная доступность) какой-то информации всей когнитивной системе.
История использования понятия и критика
Позднее теория Б. Баарса была значительно доработана с привлечением данных нейрофизиологии. Французский нейробиолог С. Деан с коллегами предложили теорию нейронального глобального рабочего пространства, описывающую нейрофизиологическую основу для идей Баарса [см. например, Baars. 1988]. Ныне теория глобального рабочего пространства является одной из нескольких доминирующих научных теорий сознания. Разработаны не только нейрофизиологические версии теории, но и вычислительные (Dehaene. 2003; Multimodal data … 2020).
Теория Б. Баарса критиковалась с позиции того, что она повторяла идею Картезианского театра – идеи Р. Декарта о том, что содержание сознания – это часть содержания психики, представленная субъекту сознания. Порочность идеи Картезианского театра связана с тем, что она предполагает наличие внутреннего наблюдателя (субъекта), сознание которого остаётся необъяснённым (т. н. проблема гомункулуса).
Вторая проблема теории глобального рабочего пространства состоит в том, что она не объясняет, почему сознание обладает качественным своеобразием, т. е. почему осознание чего-либо переживается как личный, субъективный опыт (проблема квалиа). Структура глобального рабочего пространства сама по себе не ведёт к необходимому возникновению субъективного опыта.
Другие теории сознания критикуют теорию глобального рабочего пространства с теоретических позиций. Например, теория локальной реверберации нидерландского нейрофизиолога В. Ламме (Lamme. 2000) или теория интеграции информации американского нейробиолога Дж. Тонони (Tononi. 2004) предполагают, что для возникновения сознания нет необходимости в специальном отдельном рабочем пространстве – сознание может возникнуть из специфической активности внутри независимых модулей обработки информации. Теория репрезентаций более высокого порядка американского философа Д. Розенталя (Rosenthal. 2005) предполагает, что сознание не может возникнуть без репрезентации более высокого порядка, т. е. репрезентации, объектом которой является другая репрезентация (более низкого порядка). Т. е. человек не будет осознавать зрительный образ дерева, если он не формулирует мысль «я вижу дерево» (сама мысль о дереве может не осознаваться). В теории глобального рабочего пространства ничего не говорится о такой иерархии репрезентаций. В то же время в более современных подходах подчёркивается и наличие глобального рабочего пространства, и репрезентации более высокого порядка как необходимые условия возникновения сознания (Dehaene. 2017).