Джакоби Ларри
Джа́коби Ла́рри (Larry Jacoby) (род. 11.3.1944), американский когнитивный психолог, специализирующийся в исследовании различий между сознательно контролируемыми и автоматическими процессами, а также в изучении внимания и памяти, её иллюзий.
В 1966 г. получил бакалаврскую степень в Университете Уошберна (штат Канзас, США). В 1970 г. получил докторскую степень (PhD) в Университете Южного Иллинойса, где ранее, в 1968 г., получил степень магистра.
Ларри Джакоби успел поработать во многих высших учебных заведениях, в том числе за пределами США. Свою профессиональную деятельность начал в Университете науки и техники штата Айова, где занимал должность ассистента в 1970–1973 гг. и доцента в 1974–1975 гг. В 1973–1974 гг. являлся научным сотрудником Университета Торонто (Канада). Доцент в 1975–1982 гг. и профессор в 1983–1999 гг. Университета Макмастера (Гамильтон, Канада). На протяжении двух лет (1982–1983) являлся профессором Университета штата Юта. Параллельно с работой в Университете Макмастера работал в Университете Техаса в 1994–1995 гг. и в Нью-Йоркском университете в 1997–1999 гг. На протяжении 16 лет (2000–2016) Джакоби являлся профессором Университета Вашингтона в Сент-Луисе. С 2017 г. адъюнкт-профессор Университета штата Пенсильвания.
Одним из теоретических новшеств Л. Джакоби стало введение концепта «логика противопоставления» (logic of opposition), заключающегося в противопоставлении сознательного понимания влиянию. В исследовании 1989 г. Джакоби с коллегами обнаружили, что изучение предъявленной информации в условии полного внимания (участники зачитывали имена вслух) способствовало лучшему воспроизведению изученных имён, чем в условии с разделённым вниманием (параллельно с чтением имён вслух участники слушали последовательность цифр, среди которых нужно было отыскивать нечётные). Тем не менее не было выявлено никакого влияния на оценку известности этих имён в зависимости от манипуляций со вниманием. Учёные предположили, что разделение внимания при изучении имён нарушало способность испытуемого сознательно вспоминать, какие имена были в списке, но оставляло нетронутыми более автоматические, неосознаваемые влияния знакомства (Jacoby. 1989).
Благодаря использованию логики противопоставления как исследовательского инструмента Ларри Джакоби разработал процедуру диссоциации процессов – метода получения отдельных количественных оценок одновременного вклада двух разных источников влияния на выполнение задачи. Данная процедура имеет принципиальное значение, поскольку в решении многих когнитивных задач участвуют как сознательно контролируемые, так и автоматические процессы. Чтобы проиндексировать их, Джакоби сравнил производительность: при совпадении направления влияния контролируемых и автоматических действий и при противопоставлении контролируемых действий автоматическим (Jacoby. 1991).
Другим направлением работы Джакоби стало изучение различных аспектов когнитивного контроля: способов, с помощью которых когниции направляют и ограничивают свою собственную работу для повышения своей эффективности. В исследованиях 2005 и 2012 гг. Джакоби с коллегами пришли к выводу, что контроль часто может осуществляться «на переднем плане» и, как следствие, модулировать мысли и образы, которые «приходят на ум». До этого бо́льшая часть исследований была посвящена контролю на «заднем плане» – изучению процессов мониторинга и управления, которые используются для отсеивания неверной информации уже после её получения (Halamish. 2012; Modes of cognitive controд ... 2005). В рамках исследования в области когнитивного контроля Джакоби с коллегами также обосновал тезис, что возрастные нарушения памяти связаны со снижением когнитивного контроля при старении (Jennings. 2003; Mistaking the recent past for the present ... 2012).
В 2013 г. Ларри Джакоби стал лауреатом премии Уильяма Джеймса Ассоциации психологических наук за выдающийся вклад в научную психологию.