Танский кодекс
Та́нский ко́декс (кит. 唐律疏義, пиньинь Tánglǜ shūyì; буквально – уголовные установления Тан с разъяснениями), первый из дошедших до нас крупных сводов карательных законов средневекового периода китайской истории. Составление Танского кодекса было завершено в 653 г., обнародование состоялось только в 737 г.
Кодекс включал 502 статьи, которые были разбиты на 30 глав и затем сгруппированы в 12 разделов («Меры наказания и принципы применения законов», «Охрана запретных мест», «Должностные обязанности чиновников», «Домохозяйства и бракосочетания», «Конюшни и зернохранилища», «Самовольные действия администрации», «Разбой и воровство», «Драки и тяжбы», «Мошенничество и подделки», «Разнородные законы», «Аресты и побеги», «Вынесение приговора»). Классификация преступных деяний строилась под влиянием конфуцианской философии, осуждавшей общественное зло, и ещё с древности получила название «Десять зол». Объектом посягательств мог быть не только государственный порядок или человек и его имущество, но и ритуал межличностного и межгруппового общения (этикет), нарушение которого в виде сыновней непокорности или несогласия могло при желании законодателя обрастать расширительными толкованиями. Наказуемые виды преступного присвоения расположены по принципу убывающей общественной опасности («злостности») и выглядят следующим образом: грабёж или разбой в двух разновидностях – с применением угроз или силы и с применением оружия; взяточничество с извращением (нарушением) закона в двух разновидностях – получающими жалованье и не получающими жалованье. За перечисленные преступления назначалась высшая мера наказания – смертная казнь путём удавления и обезглавливания (для разбоя). Далее следуют взяточничество без извращения закона получающими жалованье и не получающими жалованье, воровство, присвоение подведомственного имущества и наказуемое присвоение.
Наказания ранжировались от битья 10 ударами тонкой палкой до 100 ударов толстыми палками или от наказания принудительными работами от года до пожизненного изгнания на принудительные работы в дальние места. Как и в более ранних карательных сводах, наказания были нацелены на поддержание существующей социальной и политической иерархии при помощи адресной дифференциации наказаний в зависимости от рода взаимоотношений сторон: например, более тяжкое наказание предусматривалось для слуги или для племянника, если слуга ударил или убил своего хозяина или племянник причинил аналогичный вред своему дяде, и не наоборот. Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца или мать в случае нападения. Наказания смягчались для 3 категорий лиц – стариков, детей и инвалидов.
Комментарии и разъяснения, сопровождающие текст отдельных статей, имели большую практическую ценность – они облегчали ориентирование в обилии законодательных установлений за счёт подробного разъяснения особым образом классифицируемых разновидностей преступлений и наказаний. В этом состоит характернейшая особенность китайского средневекового законодательного искусства. Принципы наказания, провозглашённые впервые в Танском кодексе, оставались центральными в системе наказаний в течение правления всех последующих династий.