Тамбовская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Тамбо́вской о́бласти, региональная транспортная система, включающая автомобильный, железнодорожный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Развитие транспортного комплекса области обусловлено экономико-географическим положением между промышленными районами Центрального, Поволжского и Северо-Кавказского экономических районов.
Автомобильный транспорт
В области на автомобильный транспорт приходится 29 % пассажирооборота (2021), роль в грузообороте невелика из-за коротких расстояний перевозок – 2 %.
Автомобильным транспортом перевезено 16,4 млн т грузов (2021; 0,3 % от РФ; в 2020 – 18,5 млн т, в 2015 – 20,7 млн т, в 2005 – 11,3 млн т); грузооборот 1465 млн т-км (0,5 % от РФ; в 2020 – 1485 т-км, в 2015 – 1766 млн т-км, в 2005 – 507 млн т-км). Автобусами перевезены 54,7 млн человек (2021; 0,7 % от РФ; в 2020 – 58,5 млн человек, в 2015 – 108 млн человек, в 2005 – 78,7 млн человек), пассажирооборот составляет 757 млн пассажиро-км (2021; 0,7 % от РФ; в 2020 – 751 пассажиро-км, в 2015 – 1268 пассажиро-км, в 2005 – 832 пассажиро-км). Число автобусов общего пользования на 100 тыс. жителей – 88 (54-е место в РФ).
Автодорожная сеть на территории Тамбовской области сформировалась под влиянием территориальной организации расселения населения, хозяйства и его отраслевой структуры, исторических и природно-климатических особенностей территории. В транспортном комплексе области автомобильные дороги занимают ведущее место по протяжённости (96 % всей транспортной сети, 2021). Длина автомобильных дорог составляет 19 402,4 км (2022), в том числе 10 247,7 км автодорог с твёрдым покрытием; доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в протяжённости автомобильных дорог с твёрдым покрытием общего пользования – 91,4 % (2021). По данному показателю область занимает 4-е место в Центральном федеральном округе (ЦФО; после Москвы, Белгородской и Брянской областей), опережая Московскую область.
Плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет 295 км/1000 км2 (2021), областной показатель ниже среднего по ЦФО (379), но значительно выше среднероссийского (65) и таких экономически развитых областей, как Ленинградская и Ростовская.
Основная часть перевозок автомобильным транспортом осуществляется по федеральной дорожной сети (по территории области проходит 636,6 км автодорог федерального значения). Через территорию области проходят автомобильные дороги федерального значения: Р-22 «Каспий»: Москва – Тамбов – Волгоград – Астрахань (232 км); Р-208 Тамбов – Пенза (178,6 км); Р-193 Тамбов – Воронеж (106,4 км); Р-119 Орёл – Тамбов (87,6 км); подъезд к Тамбову (7 км). По территории области проходит участок Международного транспортного коридора «Север – Юг».
Недостаточно развитая дорожная сеть является одной из причин экстенсивного развития экономики области и негативных социальных процессов (несвоевременная медицинская помощь, миграция населения, сдерживание развития сферы услуг и др.). Низкий технический уровень дорог вызывает преждевременный износ техники, перерасход горючего, запчастей, что приводит к совокупному увеличению стоимости перевозок.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт имеет большое значение в межрайонных перевозках и занимает лидирующее положение в Тамбовской области по грузо- и пассажирообороту. Основная часть дорог области находится под управлением Юго-Восточной железной дороги (филиал РЖД). Эксплуатационная длина железных дорог составляет 738 км (2021; 790 в 1990). Плотность железнодорожных путей достаточно высокая, область занимает 23-е место в России по этому показателю (2021; 214 км на 10 тыс. км2).
Объём грузоперевозок в 2005–2021 гг. сократился более чем в 3 раза, пассажироперевозок – почти в 3 раза, грузо- и пассажирооборот лишь ненамного меньше уровня 1990 г., что свидетельствует об увеличении среднего расстояния перевозки. Удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте составляет 98 % (2021), в пассажирообороте вырос с 50 до 71 %.
По территории области проходят железнодорожные магистрали государственного значения: Москва – Саратов – Алма-Ата (Мичуринское направление Юго-Восточной железной дороги), Москва – Ташкент (Моршанское направление Куйбышевской железной дороги), территория пересекается важными железнодорожными магистралями регионального значения: в субмеридиональном направлении: Москва – Мичуринск – Воронеж – Ростов-на-Дону; Тамбов – Новороссийск; Астрахань – Мурманск; Астрахань – Москва; Москва – Пенза; в субширотном: Ряжск – Моршанск – Пенза – Сызрань; Богоявленск – Валово – Сухиничи – Смоленск; Мичуринск – Тамбов – Саратов; Грязи – Жердевка – Борисоглебск – Волгоград. Действует дорога областного значения Тамбов – Инжавино – Кирсанов – Умёт.
Самым крупным по грузообороту железнодорожным узлом области является Тамбов (действует вокзал Тамбов), основные грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, – нефтепродукты, лом чёрных металлов, продукция химической промышленности, сахар, продовольственные товары, зерно.
Трубопроводный транспорт
Транзитное положение области способствует развитию трубопроводного транспорта. Общая протяжённость магистральных газопроводов составляет 217 км (2022). Территорию области пересекают газопроводы, идущие из Поволжья, Средней Азии, Сибири на Москву: Саратов – Москва, Средняя Азия – Центр, «Уренгой – Помары – Ужгород». По северной части области проходит трасса трансъевропейского нефтепровода «Дружба», идущего в страны зарубежной Европы.
Воздушный транспорт
Объём пассажирских перевозок воздушным транспортом сократился со 172 тыс. человек в 1990 г. до 31,8 тыс. – в 2021 г. Действует аэропорт г. Тамбов (село Донское, Тамбовский район) в 10 км к северо-востоку от центра города. Регулярным воздушным сообщением Тамбов связан с Москвой и Санкт-Петербургом, совершаются сезонные рейсы в Симферополь и Сочи.