Садж (литература)
Садж (араб. سجع, буквально – воркование голубки), в классической арабской и персидской литературе – тип организации художественной речи, рифмованная проза.
Садж зародился в доисламский период в виде ритмичных рифмованных высказываний прорицателей (кахинов), произнесённых в экстатическом состоянии, обыкновенно с использованием архаической лексики. В первые века ислама, когда велась борьба с язычеством, образцы кахинского саджа не записывались, поэтому до наших дней дошло небольшое число образцов, преимущественно в исторических сочинениях. Наряду с предсказаниями садж встречается в описаниях космических светил, явлений природы (дождя, облаков), воинских кличах, плачах и др. Садж – отличительная черта ранней арабской ораторской прозы (хутба); также использовался в тяжбах, спорах, речах послов. Тексты древнего саджа состояли из небольшого числа строк длиной 4–10 слогов, объединённых рифмой (монорим); соблюдался принцип соразмерности строк и параллелизма.
Многие части Корана формально представляют собой садж (данное утверждение часто оспаривалось по теологическим соображениям). Саджем сложена тальбия (молитва, произносимая во время совершения хаджа) и некоторые другие исламские молитвы.
В эпоху Омейядов и позднее садж активно использовался в деловой и личной переписке, художественной («Калила и Димна» Ибн аль-Мукаффы, некоторые произведения аль-Джахиза) и народной прозе – сказках («Тысяча и одна ночь») и романах («Хроника племени Хиляль» – سيرة بني هلال, и др.). В ходе развития садж, сохранив параллелизм в качестве одного из основных приёмов, отказался от монорима и принципа равной длины строк. Достиг наивысшей степени усложнённости и формальной украшенности в жанре макамы (Бади аз-Заман аль-Хамадани, Абу Мухаммад аль-Касим аль-Харири).
В литературе садж был распространён до 1-й половины 20 в. (наиболее поздние макамы); в устной словесности остаётся востребованным вплоть до наших дней в среде бедуинов и крестьян.