«Сумеречная зона» (сериал, 1985–1989)
«Су́меречная зо́на» (англ. «The Twilight Zone»), телевизионный научно-фантастический сериал-антология, транслировавшийся на канале CBS с 1985 по 1989 гг. Первый из трёх перезапусков оригинального шоу «Сумеречная зона» («The Twilight Zone», 1959–1964), созданного Р. Серлингом. Шоураннером выступил Ф. Дегер-младший. Режиссёрами стали известные авторы, имевшие опыт работы в кино, – У. Крейвен, У. Фридкин, П. Медак, М. Кулидж, П. Линч и т. д. Некоторые эпизоды написаны по сюжетам Р. Серлинга, ставшим основой версии сериала, другие поставлены либо как адаптация литературных произведений (Р. Брэдбери, С. Кинга и др.), либо по оригинальным сценариям Р. О’Баннона, Х. Эллисона, Дж. Мартина и др. «Сумеречная зона» – один из первых опытов работы Дж. Р. Р. Мартина на телевидении.
К моменту первого перезапуска «Сумеречной зоны» прошло более 20 лет после окончания оригинального шоу. В течение этого времени выпускались комиксы «Сумеречная зона», а в 1981 г. был создан развлекательный журнал «Журнал "Сумеречная зона" Рода Серлинга» (Rod Serling's The Twilight Zone Magazine), мгновенно ставший популярным и просуществовавший до 1989 г. В 1983 г. в прокат вышла полнометражная картина «Сумеречная зона» («Twilight Zone: The Movie») – киноадаптация нескольких серий оригинального сериала. Несмотря на то что фильм не стал хитом, компания CBS приняла решение возродить его на телевидении.
Создатели старались, чтобы новое шоу соответствовало духу первоисточника. Ведущий в кадре больше не появлялся, но закадровый голос остался. В первых двух сезонах рассказчиком был Ч. Эйдман (1985–1987), снимавшийся в нескольких эпизодах у Серлинга, в 3-м – Р. Уорд (1988–1989). В заставке к сериалу появляются нечёткие кадры с Р. Серлингом. Также к работе удалось привлечь писателя Р. Матесона, писавшего сценарии для классической «Сумеречной зоны». Матесон адаптировал для сериала собственный короткий рассказ «Кнопка, кнопка», написанный под псевдонимом Логан Суонсон. Открывающую тему (вариацию композиции из первой версии шоу) записала американская рок-группа Grateful Dead.
Формат сериала немного изменился. В оригинальной версии «Сумеречной зоны» эпизоды шли в среднем 22 мин (кроме 4-го сезона, эпизоды которого длятся 50 мин), в то время как первые два сезона перезапуска содержат 24 и 11 выпусков соответственно. Каждый выпуск состоит из двух или трёх эпизодов в среднем по 20 мин, при этом есть эпизоды длительностью 9 или более 30 мин. В 1-м сезоне 59 эпизодов, во 2-м – 21. 3-й сезон состоит из 30 выпусков по одному эпизоду. Общее количество эпизодов разного хронометража – 110.
Аудиторией шоу стали, как правило, подростки, а также взрослые, которые смотрели в детстве классическую версию сериала «Сумеречная зона». Первоначальные рейтинги были многообещающими, но массовый зритель быстро потерял интерес к сериалу. После двух сезонов (1985–1986 и 1986–1987) компания CBS приняла решение закрыть шоу, всё же выпустив третий сезон (1988–1989) и сменив всю съёмочную команду (The essential cult TV reader. 2009. P. 297).
Сериал считается научно-фантастическим лишь условно, потому что все истории антологии относятся к разным жанрам: фэнтези [эпизод «Последний защитник Камелота» («The Last Defender Of Camelot», сезон 1, эпизод 24)], драма [эпизод «Расколотый день» («Shatterday», сезон 1, эпизод 1)], мистика [«Ржаной виски» («Kentucky Rye», сезон 1, эпизод 3)], комедия [«Если бы я был Ньютоном» («I Of Newton», сезон 1, эпизод 12)], постапокалипсис [«Убежище» («Shelter Skelter», сезон 2, эпизод 9)] и т. д. Объединяет эпизоды антологии то, что все они основаны на сверхъестественных для героев событиях – путешествиях во времени, встречах с призраками, дьяволом, смертью, инопланетянами и т. д.
Несмотря на то что создатели шоу сохраняли бережное отношение к оригиналу, перезапуск не смог повторить успех версии Р. Серлинга и реже упоминается как продукт «культового телевидения».