Стратегия национальной безопасности ФРГ
Страте́гия национа́льной безопа́сности ФРГ (нем. Nationale Sicherheitsstrategie für die Bundesrepublik Deutschland; «Сила. Сопротивление. Устойчивость. Комплексная безопасность для Германии», Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland), первый в истории Федеративной Республики Германии высший основополагающий документ стратегического уровня, в котором изложено комплексное видение федеральным правительством политики обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Германии, защиты её национальных интересов в условиях существующих и потенциальных угроз. Документ разрабатывался коалиционным правительством социал-демократов (СДПГ), «зелёных» и либералов (СвДП) в течение полутора лет и был принят 14 июня 2023 г. Стратегия подверглась критике со стороны политических оппонентов и средств массовой информации. Основные критические замечания касались расплывчатых формулировок, слишком широкого круга тем, лишь косвенно влияющих на обеспечение безопасности (в стратегию включены темы сохранения вымирающих видов и защиты климата, стабильности финансовой системы и фискальной ответственности, свободных морских путей сообщения, устойчивого сельского хозяйства, биологического разнообразия, прав социальных меньшинств и т. п.), отсутствия долгосрочных гарантий финансирования и др. Ранее в Германии существовала практика издания Министерством обороны ФРГ «Белой книги» (Weißbuch), содержащей оценки на правительственном уровне положения страны в современном мире и характеристику её стратегического курса в области обороны и безопасности. Последняя «Белая книга» вышла 13 июля 2016 г.
В стратегии заявлено, что ви́дение Германией своей роли в мире основывается на конституционной норме – «Служить миру во всём мире в объединённой Европе», устанавливающей эту цель для немецкой внешней политики и политики безопасности (Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland : Nationale Sicherheitsstrategie. S. 11, 19). Декларируется приверженность Германии международному праву и Уставу ООН, принципам суверенного равенства государств, ненасилия, праву народов на самоопределение и универсальным правам человека. Отмечается также, что среда безопасности Германии претерпевает глубокие изменения, вызванные разрушением международного права и европейского порядка безопасности. В частности, представляя стратегию, канцлер О. Шольц подчеркнул, что её принятие следует рассматривать в контексте концепта «цайтенвенде» (от нем. Zeitenwende, буквально – смена времён, поворотный момент). Официально подчёркнуто, что «мир вступил в эпоху растущей многополярности. Некоторые страны пытаются изменить существующий международный порядок, руководствуясь собственным восприятием системного соперничества» (Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland : Nationale Sicherheitsstrategie. S. 12).
Большое внимание в документе уделено Российской Федерации, которая названа «самой серьезной угрозой миру и безопасности» в Европе как ныне, так и в обозримом будущем (Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland : Nationale Sicherheitsstrategie. S. 11–12). По тексту документа Россия упоминается 19 раз – больше, чем Китай. Вместе с тем видно: за исключением исходного тезиса о том, что сложившаяся (из-за России) ситуация рискованна для безопасности и стабильности Европы, а значит и Германии, все остальные упоминания, по сути, направлены в прошлое. Одновременно в документе подчёркивается, что ни Германия, ни Североатлантический альянс не стремятся к конфронтации с Россией. Китай определяется как партнёр, экономический конкурент и системный соперник, без которого, однако, невозможно решение самых насущных глобальных проблем. Кроме того, отмечается, что Китай различными способами пытается изменить существующий, основанный на правилах международный порядок, действует вразрез с интересами и ценностями ФРГ и целенаправленно использует свою экономическую силу, чтобы достичь политических целей (Кабмин ФРГ представил первую в истории страны стратегию нацбезопасности).
В документе назван ряд угроз – терроризм, экстремизм, организованная преступность, киберпреступность, – наносящих значительный ущерб и создающих риски для стабильности и безопасности Германии. Как следует из документа, также находятся под угрозой критическая инфраструктура страны и цепочки поставок энергоносителей и сырья. Стратегией констатируется, что односторонняя зависимость в поставках критически важных товаров может стать серьёзной проблемой для национальной экономики и безопасности страны.
В области обороны стратегия предусматривает увеличить военные расходы Германии до 2 % ВВП, не считая специального фонда, как того требуют заявленные обязательства перед НАТО. Декларируется сделать бундесвер в ближайшие годы «одной из самых мощных конвенциональных армий в Европе, способных реагировать и действовать быстро и устойчиво» (Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland : Nationale Sicherheitsstrategie. S. 33).
В формате Североатлантического альянса Германия, учитывая свой глобальный безъядерный статус, тем не менее будет продолжать вносить свой вклад в европейскую оборону в контексте участия в ядерной программе и сможет бесперебойно предоставлять необходимые самолёты-носители, чтобы решительно противостоять всем военным угрозам – ядерным, конвенциональным, а также киберугрозам и угрозам, направленным против космических систем. При этом правительство Германии продолжит линию военного присутствия сил и средств бундесвера на территории НАТО, а также возьмёт на себя особую ответственность за развёртывание сил быстрого реагирования ЕС.
Одна из ключевых идей стратегии национальной безопасности заключается в учёте тесной связи между внутренними и внешними угрозами, поскольку грядущие геополитические конфронтации будут происходить не только между государствами, но всё более на социальном уровне. В таком контексте в документе особо акцентирован вывод о том, что из-за взаимодействия между силами, обеспечивающими внешнюю и внутреннюю безопасность, способность немецкого государства проецировать силу на международном уровне во всё большей степени зависит от его внутренней устойчивости – совместной ответственности государства, экономики и общества.
В рамках национальной стратегии безопасности Германии следует использовать широкий инструментарий: дипломатию, содействие миру, стабилизацию, экономическое сотрудничество и финансовую поддержку различных стран и международных организаций. Наряду с этим в национальной стратегии в качестве инструмента внешней политики назван экспорт вооружения и оборонных технологий.
Содержание стратегии показывает наличие радикального поворота в политике безопасности Германии и её внешнеполитическом курсе с конца 20 в. Зафиксированные в документе положения о привлечении гораздо большего количества ресурсов в сферу обороны, наращивании производства в военно-промышленном комплексе, внедрении новых механизмов стратегического планирования, коренном пересмотре подходов к обеспечению энергетической безопасности, присоединении к экономическим санкциям, сворачивании двустороннего сотрудничества свидетельствуют о полноценном участии Германии в системном сдерживании политики Российской Федерации.