Спонг Джон Шелби
Спонг Джон Ше́лби (John Shelby Spong) (16.6.1931, Шарлотт, штат Северная Каролина, США – 12.9.2021, Ричмонд, Виргиния), либеральный проповедник, публицист и богослов, епископ Епископальной церкви США.
Биография
Джон Шелби Спонг-младший, по его собственным воспоминаниям, рос в обществе, где расовые предрассудки были нормой. На протяжении всего детства он учился в различных школах Шарлотта, где господствовал принцип сегрегации. Отец, Джон Шелби Спонг-старший, злоупотреблял спиртными напитками и любил азартные игры. Мать, Дули Спонг, происходила из среды кальвинистских фундаменталистов, была очень набожной и воспитывала Спонга в традициях протестантского благочестия. Эти обстоятельства сыграли важную роль при формировании его взглядов в будущем.
В 1952 г. Спонг получил диплом бакалавра гуманитарных наук в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле. В 1955 г. окончил магистерскую программу Богословской семинарии Виргинии, став магистром теологии. В том же году он был рукоположен во священника Епископальной церкви США. В 1955–1957 гг. служил настоятелем церкви Святого Иосифа в Дареме, Северная Каролина; был капеланом Университета Дьюка. В 1957–1965 гг. занимал должность настоятеля церкви Голгофы в Тарборо, Северная Каролина; в 1965–1969 гг. – настоятеля церкви Святого Иоанна в Линчберге, Виргиния, где также исполнял обязанности капеллана женского колледжа Рандолфа–Мейкона. В 1969–1976 гг. служил настоятелем в церкви Святого Павла в Ричмонде, Виргиния, капелланом Медицинского колледжа Виргинии. В 1973–1976 гг. занимал должность члена исполнительного совета епископальной церкви США. В 1976 г. Спонг был рукоположен в сан епископа Ньюаркской епископальной церкви США (Нью-Джерси) и продолжал своё служение в этом статусе вплоть до своего выхода на покой в 2000 г.
В 1974 г. получил премию «Братство» Национальной конференции христиан и евреев. В 1976 г. колледж Святого Павла присудил Спонгу степень почётного доктора богословия. В 1977 г. Спонг получил почётную степень в Богословской семинарии Виргинии. В 1992 г. вступил в должность члена учёного совета колледжа Эммануила, Кембриджский университет. В 1999 г. был удостоен награды «Гуманист года» от Американской ассоциации гуманистов. Спонг также – почётный доктор гуманитарных наук Мюленбергского колледжа (1998), Института Холмса в Чикаго, Университета Лихай (2004), Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (2004). По данным Епископальной епархии Ньюарка, 10 сентября 2016 г. епископ Спонг перенёс инсульт перед выступлением в Маркетте, Мичиган. Он скончался 12 сентября 2021 г. в возрасте 90 лет в своём доме в Ричмонде, Виргиния.
Сочинения и богословские взгляды
Спонг известен своими выступлениями и публикациями за пересмотр некоторых традиционных христианских ценностей, начиная с отношения к сексуальным меньшинствам и заканчивая устоявшимися богословскими концепциями классического теизма. Он выступает за демифологизацию христианства и отказ от проявлений расизма, сексизма, антисемитизма и дискриминации по признаку вероисповедания и сексуальной ориентации. Он выпустил более пятнадцати книг, посвящённых различным социальным и богословским проблемам. К началу 2020-х гг. книги Спонга были распроданы более чем миллионным тиражом экземпляров.
Широкую популярность Спонг приобрёл в 1990-е гг. Одна из первых его известных работ – «Освобождение Евангелий: чтение Библии глазами еврея; освобождение Иисуса от двух тысяч лет недоразумения» (1997). В ней он утверждает, что христианство необходимо понимать в контексте иудаизма времён Иисуса Христа. Такое понимание, по мнению Спонга, не только не вредит христианству, но и обогащает его.
Следующая его книга «Почему христианство должно измениться или умереть: епископ говорит верующим в изгнании» (1999) вызвала многочисленные споры среди христиан. Спонг пишет о том, что традиционные представления стали чужды современным христианам. Чтобы противостоять этому отчуждению, он предлагает рассматривать Христа не как Бога, но как человека, чьи слова и действия открыли людям истинное понимание Бога. В 2001 г. Спонг опубликовал свои автобиографические мемуары «На том стою: Моя борьба за христианство целостности, любви и равенства». В книге повествуется о жизни Спонга в церкви и проделанном им пути от христианского консерватизма к либерализму.
В книге «Новое христианство для нового мира: почему умирает традиционная вера и как рождается новая вера» (2001) Спонг предлагает проект церковной реформации. Он утверждает, что христианство должно покончить со всеми мифологизированными представлениями, чтобы гармонично сочетаться с современными научными концепциями.
В книге «Иисус для неверующих: Восстановление Божественного в Сердце Человека» (2007) Спонг рисует образ Иисуса как великого учителя нравственности, отвергая при этом все истории о чудесах. Он убеждён, что современные люди больше не могут верить в сверхъестественные явления, описанные в Евангелиях. Так, он не признает догмат о непорочном зачатии и истории о чудесных знамениях, явленных во время рождества Христова (Spong. 2007. P. 15–24), считая, что Иисус Христос родился самым обычным образом от мужчины и женщины (Spong. 2007. P. 25–36). Он также отвергает историчность всех историй о чудесах, сотворённых Иисусом, предлагая интерпретировать их аллегорически (Spong. 2007. P. 65–95), в том числе его воскресение во плоти (Spong. 2007. P. 117–132). Спонг отрицает, что Бог «вмешивается в происходящее, отвечает на молитвы, дарует награду или наказывает в соответствии со своей Божественной волей» (Spong. 2007. P. 214). Тем не менее он считает себя христианином, поскольку верит, что Иисус Христос был великим учителем нравственности, через которого Бог открыл себя миру.
Спонг не раз отмечал, что его деятельность вызывает очень разный отклик со стороны христиан: одни ненавидят его и упрекают в отступничестве, другие благодарят и превозносят (Spong. 2001a. P. 1–2). Его часто критикуют за недостаток теоретической базы и поверхностность суждений. В 1998 г. группа теологов выпустила сборник «Может ли епископ ошибаться?» («Can a Bishop Be Wrong?»), в котором критически разбирались его работы.
«12 тезисов» Джона Шелби Спонга
В своих работах Спонг уделяет много внимания опровержению традиционных представлений о Боге. Теизм, по его мнению, это всего лишь человеческое объяснение богообщения, а не описание того, кто или что такое Бог на самом деле. Он решительно отвергает все представления о Боге классического теизма, но при этом не отрицает само бытие Божие. Наиболее точным образом богословские взгляды Спонга отражены в 12 тезисах проекта Новой Реформации, которые он сформулировал в подражание знаменитым 95 тезисам М. Лютера. Впервые 12 тезисов появились в мае 1998 г. в публикации «Призыв к Новой Реформации» на страницах журнала Ньюаркской епархии The Voice. В декабре 2015 г. Спонг опубликовал на портале Progressive Christianity обновлённые 12 тезисов под названием «Составляя план Новой Реформации: Двенадцать тезисов» («Charting the New Reformation: The Twelve Theses»).
12 тезисов (2015):
Бог. Понимание Бога в теистических категориях как «существа, сверхъестественного по силе, обитающего где-то вне мира и способного вторгаться в мир с чудесной силой» более не внушает доверия. Таким образом, большинство разговоров о Боге в литургии и беседах стали бессмысленными.
Иисус – Христос. Если Бог больше не может мыслиться в терминах теизма, то представления об Иисусе как «воплощении теистического божества» также стало несостоятельной концепцией.
Первородный грех – Миф о грехопадении. Библейская история о совершенном и законченном творении, откуда люди ниспали в грех, является мифологией, существовавшей до появления теории Ч. Дарвина. После Дарвина мыслить подобным образом нелепо.
Рождение от девы. С точки зрения биологии, буквальное понимание рождения Христа от девственницы невозможно. Оно не только не может рассматриваться как оплот защиты божественного происхождения Христа, но, напротив, разрушает веру в его божество.
Иисус как чудотворец. В мире после Ньютона чудесные вторжения в естественный ход вещей со стороны Бога или «воплощенного Иисуса» не являются жизнеспособными объяснениями того, что произошло на самом деле.
Теология искупления. Учение об искуплении, особенно её наиболее нелепая версия, согласно которой Христос был «заместительной жертвой», представляет нам Бога варваром, Иисуса – жертвой, а людей превращает в существа не более чем испытывающие чувство вины. Фраза «Иисус умер за наши грехи» не только опасна, но и абсурдна.
Воскресение. Событие Пасхи преобразило христианское движение. Однако это не значит, что мёртвое тело Иисуса физически воскресло. В ранних библейских текстах говорится, что «Бог восставил Его». Мы должны спросить, что это значит. Необходимо отделить представление о воскресении от его более поздних мифологических объяснений.
Вознесение Христа. Библейская история вознесения предполагает существование во Вселенной трёх уровней, что было опровергнуто пятьсот лет назад. Люди двадцать первого века неспособны воспринимать вознесение Иисуса как буквальное историческое событие.
Этика. Способность определять и отделять добро от зла больше не может реализовываться на основании таких древних законодательных сводов как Десять заповедей или даже Нагорная проповедь. Современные моральные стандарты должны быть выработаны в сопоставлении жизнеутверждающих моральных принципов и внешних ситуаций.
Молитва. Молитва, понимаемая как прошение, обращённое к теистическому божеству для того, чтобы побудить Его вмешаться в ход исторических событий, — не более чем истерическая попытка превратить святыню в слугу человека. Большинство определений молитвы, которые мы давали в прошлом, являются, таким образом, зависимыми от отжившего понимания Бога.
Жизнь после смерти. Надежда на жизнь после смерти должна быть навсегда отделена от контроля поведения. Традиционное понимание рая и ада как места награды и наказания более не может существовать. Христианство, таким образом, должно отказаться от использования чувства вины для мотивации правильного поведения.
Суд и дискриминация. Люди не должны судить друг друга. Дискриминация любого человека на основании того, что ему «дано» изначально, всегда – зло и не соответствует христианской цели дать всем «жизнь с избытком». Любая секулярная или церковная структура, уничижающая человеческое достоинство любого чада Божия на основании расы, гендера или сексуальной ориентации, должна открыто и решительно обличаться. В Церкви завтрашнего дня не может быть оправдания и прощения дискриминации. «Священное Предание» никогда более не должно использоваться как предлог для оправдания дискриминации, которая поистине является злом.
«12 тезисов» вызвали широкую дискуссию среди теологов. Р. Уильямс, в то время архиепископ Кентерберийский, в своём ответе на них отметил заслугу Спонга в формулировке актуальных проблем современного христианства, но при этом назвал его 12 тезисов «воплощением путаницы и неправильного толкования» (Williams. 2010).