Спивак Гаятри
Спива́к Га́ятри, Гаятри Чакраворти Спивак (Gayatri Chakravorty Spivak) (род. 24.2.1942, Калькутта, ныне Колката), американский философ индийского происхождения, теоретик литературы; наиболее известна своим вкладом в область постколониальных исследований культуры, а также в развитие феминистской теории. C 2007 г. профессор Колумбийского университета, соучредитель Института сравнительных исследований литературы и общества (основан в 1998) при этом же университете.
Родилась в семье среднего класса, относящейся к брахманам. Как подчёркивают её биографы, в отличие от других детей из похожих семей, Спивак прошла начальное обучение в миссионерской школе, преподаватели которой относились к племенам адиваси – меньшинству с долгой историей притеснений. После этого она обучалась в Президентском колледже (Presidency College) Университета Калькутты, из которого выпустилась в 1959 г. с бакалаврской степенью по английскому языку, получив диплом с отличием. В 1962 г. переехала в США, где обучалась в Корнеллском университете. Первая книга Спивак, «Пересоздать себя: жизнь и поэзия У. Б. Йейтса» («Myself Must I Remake: the Life and Poetry of W. B. Yeats», 1974), была основана на результатах диссертации, написанной в 1967 г. в Корнеллском университете под руководством философа и литературного критика П. де Мана. В 1976 г. Спивак опубликовала первый англоязычный перевод труда «О грамматологии» (1967) Ж. Деррида. Перевод, который автор сопроводила подробным критическим предисловием, сопоставимым по объёму с монографией, имел большой успех среди читателей и стал важным событием в интеллектуальной карьере Спивак.
Спивак наиболее известна своим вкладом в развитие постколониальной теории. В 1985 г. было опубликовано её эссе «Могут ли угнетённые говорить?» («Can the Subaltern Speak?»). В нём Спивак из феминистской перспективы рассматривает вопрос о субалтернах, расширительно трактуя его для включения подчиненных субъектов, политическая воля и история которых производится под влиянием доминантного дискурса колониальных элит. На примере ритуала сати (самосожжение вдов) и его интерпретаций в официальной истории британского правления в Индии Спивак показывает, как колониальные системы производства знания замалчивают опыт угнетённых и маргинализированных групп. При этом статья критикует модели «субъектности», «репрезентации» и «сопротивления», распространённые в западной критической теории, которые конструируют репрезентацию женщин-субалтернов как пассивных субъектов, неспособных к участию в социальных трансформациях.
Работы Спивак оказали большое влияние на развитие феминистской теории. Особую популярность приобрела концепция «стратегического эссенциализма», предложенная Спивак для обозначения политической практики, в рамках которой некоторая категория используется как «естественная» и универсально разделяемая всеми участниками одной группы в качестве основы для конструирования коллективной политической идентичности и последующего достижения политических целей. В своих интервью Спивак отмечает, что данная практика требует особого внимания к самому контексту, в котором такие «эссенциализируемые» категории зарождаются и становятся значимыми в политических дискуссиях. Концепция получила дальнейшее развитие в феминистской и квир-теории, критических исследованиях расы, критических исследованиях инвалидности, исследованиях миграции и других областях.
Не менее важный вклад Спивак в феминистскую теорию заключается в критике пересечения западного феминизма с политикой империализма. В статье «Французский феминизм в международной рамке» («French Feminism in an International Frame», 1981) Спивак анализирует книгу Ю. Кристевой «О китайских женщинах» («About Chinese Women», 1977) и ставит под вопрос представление автором позиции женщин Китая – женщин «третьего мира» – в категориях западного феминизма. В статье «Три текста, написанных женщинами, и критика империализма» («Three Women’s Texts and a Critique of Imperialism», 1985) Спивак проблематизирует изображение колониальной истории в новеллах Ш. Бронте, Дж. Рис и М. Шелли.
Развивая постколониальную критику академического мира в книге «Критика постколониального разума: к истории исчезающего настоящего времени» («A Critique of Postcolonial Reason: Toward a History of the Vanishing Present», 1999), Спивак критически рассматривает фигуру «местного информанта» в этнографических, философских, культурологических текстах. Спивак поднимает вопрос о том, как через эту фигуру голоса жителей глобального Юга оказываются «включёнными» в западный дискурс лишь для того, чтобы транслировать идеи и воспроизводить знание привилегированных элит Севера. В работе, написанной в соавторстве с Дж. Батлер, «Кто воспевает нацию-государство? Язык, политика, принадлежность» («Who Sings the Nation-State? Language, Politics, Belonging», 2007) авторы в форме беседы освещают вопрос о взаимной связи между понятиями государства и нации и их содержанием. Книга «Эстетическое воспитание в эпоху глобализации» («An Aesthetic Education in the Era of Globalization», 2012) фокусируется на вопросе о преподавании гуманитарных наук с особым вниманием к конфликтам на пересечениях этики, эстетики и политики.
Помимо своей академической работы Спивак является общественным деятелем. С 1986 г. она спонсировала несколько начальных школ Западной Бенгалии. В 1997 г. учредила Мемориальный фонд сельского образования имени Пареса Чандры и Сивани Чакраворти (Pares Chandra and Sivani Chakravorty Memorial Foundation for Rural Education). В 2012 г. получила премию Киото в области искусств и философии, использовав деньги для учреждения нескольких школ в сельской местности. В 2013 г. была удостоена награды Падма бхушан – одной из высших гражданских государственных наград Индии. Почётный доктор двенадцати крупнейших университетов мира.