Кризис на рынке комиксов в 1990-е гг.
Кризис на рынке комиксов в 1990-е гг. Последнее десятилетие 20 в. для индустрии комиксов проходило под знаком роста числа спекулянтов, скупавших тиражи популярных серий для дальнейшей перепродажи. Система розничной торговли была устроена так, что продавцам (владельцам комикс-шопов) приходилось заказывать комиксы за несколько месяцев до начала их публикации, поэтому они часто покупали только первые 3 или 4 выпуска новой серии, не передавая издателям никаких данных о читательском спросе. Таким образом, уровень продаж оценивался издательствами по тому, сколько выпусков было заказано торговцами для реализации, а не по тому, сколько было фактически куплено читателями. В свою очередь, розничные комикс-шопы не могли скорректировать план закупок в сторону уменьшения числа копий, чтобы предотвратить падение продаж. Такой принцип торговли был весьма неустойчивым, чем и пользовались спекулянты. Чтобы получить хоть какую-то компенсацию за нераспроданные журналы, владельцы комикс-шопов сдавали остатки тиражей на переработку. После этого спекулянты, успевшие купить несколько номеров отправившегося в утиль журнала, получали возможность продавать имеющиеся у них на руках выпуски по завышенным ценам на чёрном рынке. Образовавшийся таким образом спекулятивный пузырь в определённый момент лопнул. В результате пострадали и разорились тысячи комикс-шопов. Чтобы справиться с кризисом, несколько дистрибьюторов создали единую монополию, потеснившую как маленьких издателей, так и гигантов индустрии вроде издательства Marvel Comics. Будущее таких рискованных проектов, как «Незримые» (1994–2000) Г. Моррисона, оказалось под ударом, т. к. изначально высокие продажи комикса вскоре значительно сократились. Анализируя ситуацию на рынке в 1990-е гг., первый редактор серии «Незримых» – С. Мур предположил, что оптовые закупки комикса были нерентабельными с самого начала.