Социология кино и театра
Социоло́гия кино́ и теа́тра, отрасль социологии искусства и социологии культуры, исследующая кино и театр как особые социальные явления и институты с собственной системой специфических социально-художественных отношений. В рамках социологии кино и театра изучаются общественно значимые аспекты создания, потребления кино- и театральной продукции, включая потребность массовой публики в этих видах искусства и степень её реализации, а также функционирование различных социальных институтов, вовлечённых в кинематографический и театральный процессы.
Кино как социальный феномен практически сразу с момента своего возникновения в конце 19 в. заинтересовало социологов, увидевших в нём проявление массовой культуры. Одной из первых работ по социологии кино является диссертация немецкой исследовательницы и общественного деятеля Э. Альтенло «К социологии кино» (1914). В этой работе освещался широкий круг вопросов: история кинематографа, техническая сторона и правовые аспекты кинопроизводства, жанровые особенности фильмов, взаимодействие с кинозрителями, кино как вид досуга. Определённый вклад в изучение кино внесли представители чикагской школы. Так, Г. Блумер анализировал влияние кино на взгляды и поведенческие модели детей и молодёжи.
Феномен кино интересует социологов с точки зрения различных исследовательских подходов. Если говорить о зарубежных работах, то в 1940–1950-х гг. популярностью пользовались социально-психологические и психоаналитические подходы к киноискусству (П. Тайлер, М. Вольфенштейн, Н. Лейтес); в 1960–1970-х гг. в фокусе внимания социологов были идеологические стороны киноиндустрии в контексте поп-культуры (Р. Уоршоу, Б. Деминг, Р. Уильямс); появились работы, демонстрирующие комплексный подход к изучению кино (И. Ч. Джарви, А. Тьюдор). Современными исследователями кино, как правило, рассматривается в свете обсуждения актуальных проблем постмодернистского общества (Н. К. Денцин, Д. Келлнер, М. Мей, Р. Уинтер), существующих политических течений (М. Райан, Д. Келлнер и др.).
Российская социология кино берёт отсчёт с начала 20 в., прежде всего с исследований В. Готвальта и Е. Самуйленко, впервые поставивших вопрос, что такое кинематограф. Среди вопросов, обсуждавшихся в те годы, особое положение занимает проблема позитивного и негативного влияния кино на детскую и юношескую аудиторию, – например, известна полемика между юристом А. И. Заком и кинокритиком М. И. Браиловским на эту тему. В 1920-х гг. в центре внимания социальных исследователей были зрители как потребители и объект воздействия киноиндустрии (А. В. Трояновский, Р. И. Егиазаров, А. М. Гельмонт). Далее следует большой перерыв, связанный с официальным объявлением социологии буржуазной лженаукой.
Позднее, после возрождения отечественной социологии в 1960-х гг., развитие социологии кино продолжилось. В это время предметом интереса исследователей стали особенности зрительской аудитории, проблемы кинопосещаемости, взаимодействие кино и ТВ. В 1970–1980-х гг. социальные теоретические и эмпирические аспекты функционирования кино освещались в работах А. Л. Вахеметса, Д. Б. Дондурея, М. И. Жабского, Н. М. Зоркой, С. А. Иосифяна, Л. Н. Когана, И. С. Левшиной, Г. М. Лифшица, С. Н. Плотникова, М. И. Туровской, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Н. А. Хренова, Ю. Г. Цивьяна и др. Существенный вклад в социологию кино в те годы внесли такие научные коллективы, как лаборатория социологических исследований кино Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), лаборатория «Кино и зритель» Управления кинофикации Исполкома Моссовета и ВГИКа, сектор социологии культуры Института экономики Уральского научного центра АН СССР и др.
В постсоветские годы увидели свет множество фундаментальных трудов, среди которых выделяются монографии «Искусство в жизни людей» (2001) Ю. У. Фохт-Бабушкина и «Социокультурная драма кинематографа» (2009) М. И. Жабского. В известной работе Н. А. Хренова «Публика в истории культуры» (2002) предпринимается попытка всестороннего изучения публики как социального и культурного феномена. Постсоветских социологов кино особенно интересуют вопросы глобализации и коммерциализации кинопроцесса, вытеснения отечественных фильмов голливудскими, ослабления образовательной и просветительской роли кино.
Ключевую роль в становлении социологии театра за рубежом сыграл немецкий литературовед и театровед М. Херрман. Своей работой «Исследования по истории немецкого театра Средних веков и эпохи Возрождения» (1914) он заложил основы немецкого театроведения. В 1962 г. был опубликован его последний фундаментальный труд «Развитие профессионального театра в древности и в Новое время» (1962). Херрман призывал исследователей рассматривать драму прежде всего как часть театрального репертуара и труда работников сцены, а не как поэтическое творение. Идеи Херрмана нашли отражение в работах его соотечественника – Г. Зиммеля, автора учения о «трагедии творчества», обусловленной извечным противоречием между творческим импульсом и реальной жизнью.
Англоязычная традиция социологического изучения театра во многом связана с идеями ритуальности театра. В этом плане интересны работы американского исследователя Ф. Фергуссона, писавшего о поэтической и символической природе театра.
Основоположником французской социологии театра принято считать Ж. Дювиньо – социолога, антрополога и одного из создателей популярного театроведческого журнала Théâtre populaire. Среди его трудов особенно известны «Социология театра» (1965) и «Социология искусства» (1972). В своих работах Дювиньо сосредоточивается на таких темах, как воображение, специфика сценической игры и розыгрыша, роль актёра в социуме, трансформация и обновление художественных форм и парадигм.
В нашей стране первые социологические исследования, посвящённые театру, начали проводиться с конца 19 в. Среди работ того времени наиболее выделяется монография И. Н. Игнатова «Театр и зрители» (1916), удачно совместившая историю театра с «историей русской театральной публики». После революции социологические исследования театра становятся более практически ориентированными, приобретают регулярность опросы зрителей о творчестве работавших в то время выдающихся деятелей искусства (Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.). Среди исследователей театра 1920-х гг. наиболее значимыми являются М. Б. Загорский, А. А. Гвоздев, В. А. Филиппов и др. В эти же годы начинают функционировать научно-исследовательские организации, занимающиеся театральной проблематикой.
В период с 1930-х до конца 1950-х гг. социология театра попала под запрет по идеологическим соображениям. Период «оттепели» вновь пробудил интерес специалистов и общественности к социологическому изучению театра. Появилось множество научных коллективов, изучавших проблемы театрального репертуара и зрительскую аудиторию, в том числе молодёжную. Были организованы научно-исследовательские группы, занимавшиеся театроведческой проблематикой при Московском, Ленинградском, Свердловском и других отделениях Всероссийского театрального общества (ВТО). Широкую известность получили масштабные эмпирические социологические исследования, проводимые группой «Социология и театр», организованной при ЛО ВТО совместно с сотрудниками Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и Института социально-экономических проблем АН СССР; в её состав вошли В. Н. Дмитриевский (руководитель группы), А. Н. Алексеев, О. Б. Божков, Л. Е. Кесельман, Б. М. Фирсов. Вопросами социологии театра также занимался сектор социологии искусства (руководитель – Г. Г. Дадамян) в Государственном институте искусствознания.
В постсоветское время отечественная социология театра переживает второе рождение, что подтверждает большое количество опубликованных в эти годы работ. В числе наиболее значимых необходимо отметить фундаментальные труды В. Н. Дмитриевского, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Н. А. Хренова и др.
В целом среди тем, интересующих современных социологов кино и театра, можно назвать следующие: жанровое, тематическое, национальное и иное своеобразие кино- и театральной продукции; структура, интересы и поведение зрительской аудитории; различия между кино, театром и ТВ; роль кино и театра в системе досуговой деятельности и культурной жизни общества; известные люди, периоды и направления в истории театра и киноискусства и др.
Социологи изучают кино и театр не только как самостоятельные феномены, но и в рамках более крупных дисциплин – социологии искусства, социологии культуры, социологии медиа и коммуникаций. Вместе с тем в некоторых случаях исследователями дополнительно выделяются частные разделы социологии кино и театра, например социология актёра, зрителя и т. п.