Сникерхед
Сникерхе́д (англ. sneakerhead, от sneaker – кроссовка и head – голова), человек, коллекционирующий кроссовки в соответствии с определённым принципом, например, классические силуэты, эксклюзивные релизы, пара обуви на каждый день, обувь для профессиональных занятий спортом и т. д. Сникерхеды изучают историю моделей и компаний-производителей, интересуются трендами, аналитикой рынка, инновациями и биографиями дизайнеров, следят за анонсами, отмечают появление кроссовок в различных произведениях поп-культуры. Человек, покупающий кроссовки в большом количестве, но бессистемно, не является сникерхедом.
Появление сникерхедов связано с популяризацией спорта и развитием культуры досуга в 20 в. В течение долгого времени спорт был прерогативой обеспеченных людей. Представители высших слоёв общества развлекались на теннисных кортах, в бассейнах, на полях для гольфа, в залах для фехтования и на других спортивных площадках. «Демократизация» занятий спортом происходила постепенно. Росло число спортсменов-любителей, вместе с ним рос спрос на специализированную обувь, поэтому компании Nike, Adidas, Reebok, Puma и другие стали наращивать производство и расширять ассортимент. На рынке появились модели «Converse Chuck Taylor All Star» (1917); «Adidas Samba» (1950), «Gazelle» (1965), «Puma Suede» (1968), «Superstar» (1969) и «Stan Smith» (1971), «Nike Cortez» (1972).
Особенно активно сникер-культура развивалась в 1980-е гг., когда США захлестнула волна популярности баскетбола, брейк-данса и хип-хопа. Спортсмены и танцоры покупали несколько пар моделей и кастомизировали их. Символическим для культуры сникерхедов стал 1985 г., когда в продажу поступила модель «Air Jordan I». Несмотря на немалую стоимость в 125 долл., первый продукт саббренда Nike и суперзвезды NBA М. Дж. Джордана произвёл фурор. Компания продолжила выпуск номерных моделей, расширив ассортимент до 30 силуэтов. Продукция не нуждалась в дополнительном продвижении – рекламой кроссовок было появление Джордана на игре в новой модели. К началу 1990-х гг. 1 из 12 американцев владел хотя бы одной парой «джорданов».
Повышению спроса на кроссовки также способствовал брендинг. Крупные компании помечали продукцию узнаваемыми логотипами и декоративными элементами. Надевая конкретные кроссовки, покупатели автоматически становились частью сообщества.
С ростом популярности культура сникерхедов подвергалась критике. Так, мода на кроссовки спровоцировала рост преступности. В 1980-х гг. в Америке произошла серия убийств из-за кроссовок Air Jordan, Fila и др. Подобные преступления совершаются и ныне. Мода на коллекционирование кроссовок связана с криминальным миром в целом. Спортивная обувь стала неотъемлемым элементом дресс-кода банд и наркокартелей в США: преступники, как и обычные фанаты кроссовок, также покупают эксклюзивные релизы.
Растущее сообщество сникерхедов привлекло внимание известных модных домов. Пионером в производстве дизайнерской спортивной обуви стал итальянский бренд Gucci, представив в 1984 г. модель «Tennis». В 1996 г. компания Prada выпустила релиз «PS0906». Тенденцию продолжили Lanvin, Louis Vuitton и др. Отличительной особенностью сникер-рынка стали коллаборации брендов: Adidas и Raf Simons, Nike и Supreme, Reebok и Dime, New Balance и Aries и другие, причём компании сотрудничают не только с марками одежды: Nike выпустила коллаборацию с маркой мороженого Ben & Jerry’s, Reebok – с японским ретейлером Billy’s, Adidas – с ювелирным домом Swarovski.
Большое влияние на популярность кроссовок оказала селебрити-культура. Селебрити рассматриваются как трендсеттеры (trendsetter). Если они появляются в кроссовках в публичном пространстве, модель становится популярной среди покупателей. Знаменитости, отличающиеся уникальным стилем и любовью к кроссовкам, приглашаются к дизайну именной пары. Так, в 2017 г. состоялся релиз кроссовок «Jordan IV Retro», созданных рэпером Эминемом, а в 2020 г. актёр и режиссёр Дж. Хилл представил лимитированную расцветку «Adidas Samba».
Особую ценность представляют модели типа «Friends and Family», т. е. разработанные исключительно для узкого круга общения селебрити, а также «Player’s Edition» – пары, произведённые для конкретного игрока. Такие кроссовки не попадают в свободную продажу: коллекционеры охотятся за ними на аукционах и реселл-площадках.
Если сотрудничество со знаменитостью оказывается плодотворным, возникают саббренды, как, например, Air Jordan и YEEZY (проект Adidas и Канье Уэста). Они могут представлять собой контракты на разработку коллабораций. Примеры такого партнёрства: «Nike x OVO» (звукозаписывающий лейбл рэпера Дрейка), «Puma x Fenty» (бренд певицы Рианны), «Nike Stefan Janoski» (именная коллекция обуви скейтбордиста С. Яноски).
В случае коллабораций речь идёт о воздействии творчества на сообщество сникерхедов. Например, в 1986 г. состоялся релиз песни «My Adidas» хип-хоп-группы Run-DMC. Хотя исполнителей раскритиковали за ношение кед без шнурков – деталь была воспринята как оммаж тюремной культуре, – Run-DMC стали официальными лицами бренда, а модель «Adidas Superstar» стала коммерческим хитом. Отсылки к сникер-культуре часто встречаются в текстах современных рэп-исполнителей вроде Дрейка, Трэвиса Скотта и других лидеров индустрии. Кроссовки воспринимаются членами субкультуры как маркер статуса: эксклюзивная модель на ногах свидетельствует о значительном авторитете и успехе её обладателя.
С распространением современных технологий изменился формат торговли: всё большее число ритейлеров применяет стратегию direct to consumer. Некоторые всё ещё предпочитают кемпить (сamp) и посещать магазины, в то время как другие охотятся за релизами онлайн. Реселл-площадки StockX, Grailed, GOAT и eBay меняют расстановку сил на рынке. В социальных сетях появляются тематические группы: в них пользователи обсуждают грядущие релизы и новости индустрии. На сникер-сообщество влияют инфлюенсеры. Блогеры публикуют фотографии образов и собственных коллекций обуви, участвуют в рекламных кампаниях. Таким образом они повышают спрос на конкретные модели.
Сообщество сникерхедов является «клубом для мальчиков». Во второй половине 20 в. женские образы с кроссовками вызывали общественное возмущение. Кроссовки предназначалась исключительно для занятий спортом. В апреле 1980 г. начался масштабный протест сотрудников транспорта (MTA strike) в Нью-Йорке. Занятым людям приходилось добираться на работу пешком. Женщины не были исключением. Забастовка длилась 11 дней. На протяжении этого времени женщины ходили в кроссовках. Образ современной бизнесвумен вдохновил дизайнеров Reebok на создание первого женского спортивного силуэта – «Freestyle».
Девушки участвовали в популяризации культуры сникерхедов наравне с мужчинами. Главенствующая роль в этом была отведена представительницам темнокожего сообщества: спортсменкам, любительницам моды, лицам музыкальной индустрии. Будучи вовлечёнными в streetwear-культуру, они покупали кроссовки, кастомизировали, интегрировали их в свой гардероб.
Несмотря на возросший спрос, бренды-производители долго не развивали сегмент продаж, ориентированный на женщин. Мужчины оказались более восприимчивы к рекламным кампаниям, активнее вливаясь в процесс регулярного приобретения спортивной обуви. Первая именная модель женских кроссовок появилась лишь в 1995 г., когда баскетболистка Ш. Свупс заключила контракт с Nike.
Долгое время женские кроссовки создавались по правилу pink and shrink it. Спортивные компании полагали, что аудитория нуждается в феминизированных силуэтах, в то время как женщинам был нужен продукт из мужского сегмента, представленный в меньшем размере и адаптированный под особенности стопы.
Радикальные перемены начались в 2017 г., когда компания Puma выпустила совместную коллекцию с певицей Рианной, а модель и инфлюенсер А. Мэй стала первой женщиной, приглашённой к дизайну «Air Jordan 1». В том же году Adidas представила коллаборацию с женским изданием Refinery29, Nike – первую женскую пару для скейтбординга, Reebok – коллекцию с брендом для девушек Local Heroes.
Ценным вкладом в достижение равенства стало назначение женщин на руководящие должности в спортивных компаниях. Участвуя во всех этапах разработки продукта, они осуществляют экспертизу и адаптируют продукт под нужды фанаток кроссовок.
Перемены были бы невозможны без активизма и увеличения женского присутствия в медиапространстве. СМИ и социальные сети стали главными каналами коммуникации для женщин-сникерхедов. Инфлюенсеры и тематические сообщества демонстрировали образы со спортивной обувью, вели дискуссии о дискриминации девушек в сообществе сникерхедов, организовывали публичные дискуссии. Блогеры-коллекционеры вроде А. Мэй, И. Броен, М. Эхсани ежедневно выкладывают фотографии своих кроссовок, способствуя принятию женского спортивного стиля. Интернет-сообщества _womeninsneakers, Sneaker Sisterhood и The Imprint рассказывают истории женщин-сникерхедов в интернет-пространстве и создают площадки для общения девушек со схожими интересами.