Скорость отрыва самолёта
Ско́рость отры́ва самолёта, скорость самолёта в момент отрыва его опорных устройств от поверхности взлётно-посадочной полосы по окончании разбега. Основным параметром, определяющим значение скорости отрыва, является отношение удельной нагрузки на крыло к коэффициенту подъёмной силы. С уменьшением этого отношения скорость отрыва уменьшается. Также уменьшают скорость отрыва встречное направление ветра и бо́льшая плотность воздуха.
С уменьшением скорости отрыва сокращается необходимая для взлёта длина взлётно-посадочной полосы. Минимальная скорость отрыва устанавливается разработчиком самолёта и определяется при лётных испытаниях путём постепенного уменьшения скорости отрыва до предельно малой, при которой ещё безопасно производить отрыв самолёта от взлётно-посадочной полосы и продолжать взлёт без применения особых методов пилотирования. Для уменьшения скорости отрыва на самолётах широко применяются механизация крыла и энергетическая механизация крыла. Значения скорости отрыва самолётов различных типов находятся в диапазоне примерно 80–300 км/ч.