Энергетическая механизация крыла летательного аппарата
Энергети́ческая механиза́ция крыла́ лета́тельного аппара́та, устройства для увеличения подъёмной силы крыла, принцип действия которых основан на использовании энергии двигателей летательного аппарата или дополнительных источников мощности.
Энергетическая механизация крыла применяется для улучшения взлётно-посадочных и манёвренных характеристик летательного аппарата, увеличения полезной нагрузки и повышения безопасности полёта.
Энергетическая механизация крыла базируется на использовании двух основных принципов: 1) предотвращение отрыва пограничного слоя на поверхности крыла и 2) увеличение циркуляции скорости вокруг крыла (эффект суперциркуляции). Системы управления пограничным слоем (УПС), основанные на применении подвижных поверхностей (рис. 1, а, б), отсоса пограничного слоя (рис. 2, а) и его сдува (рис. 2, б), обеспечивают безотрывное обтекание крыла при больших углах атаки и больших углах отклонения закрылков без существенных энергетических затрат.
Струйный закрылок (рис. 3) увеличивает подъёмную силу крыла главным образом за счёт эффекта суперциркуляции и вертикальной составляющей реакции струи. Значение коэффициента подъёмной силы на крыле со струйным закрылком зависит от затрат мощности и при использовании практически всего располагаемого воздуха, проходящего через двигатель, может достигать 10–15, т. е. быть в 2–3 раза выше, чем в случае применения систем УПС.
Действие эжекторных систем (рис. 4) основано на увеличении импульса первичной струи сжатого воздуха на выходе из камеры смешения, образованной раздвижными элементами крыла, за счёт подмешивания воздуха, отсасываемого с верхней поверхности крыла. Увеличение подъёмной силы происходит из-за увеличения реакции струи, ликвидации отрыва потока на поверхности крыла и отклонённых закрылках, а также за счёт суперциркуляции. При обдуве крыла струями воздушно-реактивного двигателя (рис. 5, а, б) увеличение подъёмной силы происходит вследствие улучшения обтекания поверхности крыла и отклонённых закрылков, обдуваемых струёй, эффекта суперциркуляции и поворота вектора тяги двигателей. Самолёт Ан-72 оборудован системой обдува верхней поверхности крыла струями воздушно-реактивного двигателя.
Система выдува струй вдоль размаха крыла (рис. 6) позволяет реализовать устойчивое вихревое течение над верхней поверхностью крыла и увеличить коэффициент подъёмной силы при больших углах атаки, а также повысить эффективность закрылков и органов управления при больших углах их отклонения. Эти системы отличаются конструктивной простотой и приближаются по эффективности к системам УПС путём тангенциального выдува тонких струй из щелевых сопел при достаточно больших значениях импульса струи.