Турбогенератор
Турбогенера́тор, синхронная электрическая машина, приводимая во вращение паровой или газовой турбиной. Турбогенератор – наиболее мощный электромашинный генератор, устанавливаемый на ТЭС всех типов.
Наилучших технико-экономических показателей турбогенераторы достигают при больших частотах вращения; для получения частоты тока якоря f = 50 Гц используют двухполюсные (3000 об/мин) и четырёхполюсные (1500 об/мин) электрические машины. Высокая частота вращения, вызывающая большие механические напряжения в роторе, определяет особенности конструкции турбогенератора. Размеры турбогенератора по высоте ограничиваются центробежными силами, действующими на вращающийся ротор, по длине – допустимым прогибом ротора между подшипниковыми опорами, а также критическими частотами вращения, действующими на вал. Базовой компоновкой крупных турбогенераторов, способной выдерживать значительные динамические нагрузки, является основное исполнение синхронной машины с неявнополюсным ротором, изготовленным из цельных стальных поковок. На поверхности ротора вырезаются продольные пазы, в которые укладывают витки обмотки возбуждения. Обмотку крепят клиньями, закрывающими пазы, и массивными бандажами из немагнитной стали, охватывающими лобовые (торцевые) части обмотки. Для турбогенераторов используют подшипники скольжения, которые воспринимают действие силы тяжести ротора, а также усилия, вызванные односторонним магнитным притяжением статора, небалансом ротора и другими дефектами оборудования.
По принципу охлаждения турбогенераторы подразделяются на генераторы с косвенным (поверхностным) охлаждением, непосредственным охлаждением проводников обмоток статора и ротора и со смешанным охлаждением; в качестве охлаждающих сред применяются воздух, водород, дистиллированная вода и трансформаторное масло. Питание обмотки возбуждения турбогенератора осуществляется управляемыми тиристорами или электромашинным возбудителем, размещённым на валу турбогенератора. Кпд турбогенератора достигает 95–99 %.