Сихиртя
Си́хиртя (от ненецкого сиртя, сииртя), мифический народ в представлении ненцев. В научной литературе существуют гипотезы, связывающие образ сихиртя с населением тундр Европейского Севера России и северо-западной Сибири до прихода самодийских народов. Версию происхождения термина предложила этнограф Л. В. Хомич, которая возводила слово «сихиртя» к «сиртя» – «делающий дыру», или «сихиртя» – «избегающий», «имеющий землистый цвет лица», что соотносилось с ненецким кругом понятий со значением «предки», «дух предков». На связь с культом предков указывает версия происхождения слова от названия жука «си», в которого превращается душа умершего.
Одно из первых упоминаний о сихиртя как о сюжете ненецкого фольклора в научной литературе встречается в произведениях академика И. И. Лепёхина, совершившего во второй половине 18 в. путешествие по Канинской тундре (Ненецкий автономный округ) (Лепёхин. 1805. С. 3). Косвенные свидетельства о наличии в прошлом в приполярной зоне населения, отличного от самоедов (ненцев) и угров (хантов), содержатся в описаниях путешествий голландского купца 16 в. Яна Хюйгена ван Линсхотена. Он рассказывал о живших ещё в 16–17 вв. на о-вах Новая Земля, Вайгач, Варандей полуоседлых охотниках, одежда, орудия охоты, жилища которых не были похожи на ненецкие (глухая одежда у мужчин и женщин, землянки и жилища из китовых рёбер, гарпуны с костяными наконечниками, кожаные лодки и т. д.).
Одним из первых, кто исследовал культуру сихиртя, был археолог В. Н. Чернецов. Он утверждал, что это был досамодийский народ, чья культура основывалась на охоте на морского зверя. Существует версия, которая связывает сихиртя с племенем печера (печора) (О. В. Овсянников), населявшее тундры Европейского Севера России в 5–10 вв. н. э., переселившись туда с нижней Оби. По другой гипотезе (Л. В. Хомич), прообразом сихиртя послужил аборигенный народ Беломоро-Балтийского региона, относящийся к протосаамским или чудским племенам, который во 2-й половине 1 тыс. н. э. начал активное движение на северо-восток, осваивая территорию современной Большеземельской и Ямальской тундр. Данные археологии подтверждают историческую основу мифов о сихиртя. К ним возводят некоторые археологические культуры (например, Усть-Полуйская культура) и археологические памятники: укреплённое поселение в дельте р. Печора – городище Ортино, датируемое 6 – началом 11 вв. (Ненецкий автономный округ); поселение в бухте Находка на полуострове Ямал (Ямало-Ненецкий автономный округ), жертвенное место Хэбидяпэдара в Большеземельской тундре (Ненецкий автономный округ) и др. По мнению ряда исследователей (Л. В. Хомич, А. В. Головнёв и др.), культура досамодийского населения была основана на сочетании охоты на дикого оленя и морского зверобойного промысла. Характерным типом жилищ были полуземлянки; существовали развитые морские средства передвижения и орудия охоты на морских животных. Согласно другой точке зрения (Н. В. Фёдорова), культура древнейшего населения тундр Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов уже базировалось на развитой кочевой традиции с оленеводством в своей основе.
Образ сихиртя в фольклоре ненцев многогранен и включает в себя как мифологические, так и реальные исторические характеристики. В нём сочетаются свидетельства о культуре народов, живших в тундрах до появления ненцев и перехода на крупностадное оленеводство; и черты, восходящие к культу предков; характеристики, маркирующие сихиртя как сверхъестественных существ. Сихиртя представляются в образе светлоглазых людей небольшого роста, обитающих в сопках. В этом смысле образ параллелен севернорусским представлениям о «чуди белоглазой», также живущей под землёй. Они пасли «земляных оленей» (мамонтов), ездили на собаках или запрягали в упряжки полярных волков. Сихиртя пришли «из-за моря» и первоначально поселились на острове. После того как берега острова стали рушиться из-за штормов и бурь, они освоили полуостров Ямал. В древности сихиртя, как и все люди, жили на земле. Однако по воле зловредного бога Нга их чумы превратились в песчаные сопки, они стали жить под землёй. В эпосе сихиртя предстают участниками сцен, в которых охотничья культура сменяется оленеводческой. Сюжеты встреч ненцев и сихиртя, а также перехода от промысловому к оленеводческому хозяйству, отражены в сказании о братьях из рода Яптик (одного из корневых родов ямальской тундры), которые прошли путь от охотников до оленеводов, встречаясь и вступая в брачные отношения с сихиртя (Головнёв. 2004). Также в фольклоре ненцев встречается сюжет, связывающий появление сихиртя с «потопом», спасаясь от которого часть людей по совету шамана построила большую лодку и покрыла её собачьими шкурами, другие же выкопали глубокую яму. После окончания бедствия «те люди, которые жили в большой яме, так и остались жить под землей» (Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень, 2001. С. 273) и получили название сихиртя.
Место обитания сихиртя было вписано в ненецкую космологию и соотносилось с культом предков: сихиртя населяли верхний из семи земель-ярусов, составлявших нижний мир.
Сихиртя изображаются существами-носителями сверхъестественных знаний и умений (кузнецы, колдуны и прочие). Их «инакость» маркируется тем, что на поверхность земли они выходят только по ночам или в туман, так как солнечный свет для них губителен. Одним из важнейших умений сихиртя является способность становиться невидимыми, что позволяет им избегать встреч с ненцами. Подчёркивает сакральность сихиртя и то, что их основным атрибутом являются различные металлические изделия, например, украшения женщин. Считается, что такие украшения можно найти в сопках в тундре. В чумах сихиртя много предметов утвари из металла, которыми они могут одаривать людей. Их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками.
Нередки сюжеты встречи человека и сихиртя, что может интерпретироваться ненцами как добрый знак, сулящий благополучие или, наоборот, знак скорой смерти. Сихиртя могли украсть детей (если те допоздна играли вне чума), наслать порчу на человека или напугать его. Происхождение некоторых родов связывалось с сихиртя. Так, ненецкий род Няданги, по преданиям лесных ненцев, был родом «сегиртей» (сихиртя), представители которого питались только оленьим мхом (Ю. Н. Квашнин).
С сихиртя соотносится ряд священных мест ненцев, традиция почитания которых до настоящего времени играет важную роль в их культуре. Ненцы до сих пор предпочитают такие места обходить стороной, а если окажутся там – обязательно задобрят «хозяев» (оставят какую-нибудь вещь, еду), иначе рискуют заблудиться. Название «сихиртя» до настоящего времени наблюдается в топонимах: Сиртясаля (мыс Сирти), Сиртяяха (река Сирти) и прочее.