Сигнеус Уно
Сигне́ус У́но (Uno Cygnaeus) (12.10.1810, Тавастгус, Великое княжество Финляндское, ныне Хямеэнлинна, Финляндия – 2.1.1888, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, ныне Хельсинки, Финляндия), финский педагог, деятель народного образования. Родился в семье налогового инспектора. Учиться начал у домашнего наставника, затем поступил в школу, которую окончил в 1827 г. В том же году Сигнеус поступил в университет в Або (ныне Турку); после пожара в Або в 1828 г. университет переехал в Хельсинки. В студенческие годы Сигнеус вёл легкомысленный образ жизни, из-за чего его обучение в университете неоднократно прерывалось и растянулось на 9 лет. Несколько раз переводился с одного факультета на другой. Изначально планировал стать врачом, во время эпидемии холеры в Тавастгусе в 1831 г. работал ассистентом доктора медицины, но затем отказался от этой карьеры по финансовым соображениям и стал зарабатывать на жизнь частными уроками. В 1836 г. окончил университет, получив степень магистра философии. В 1837 г. сдал экзамен по богословию и стал пастором. В 1837–1839 гг. работал помощником настоятеля лютеранской церкви в Выборге, преподавал в школе для мальчиков и проповедовал в губернской тюрьме.
В 1839 г. поступил на службу в Российско-Американскую компанию и отправился на Аляску, где в 1840–1845 гг. был пастором лютеранской общины. Под руководством Сигнеуса построена первая протестантская церковь в Новоархангельске (ныне Ситка), открытая в 1843 г. Сигнеус много ездил по Русской Америке, встречаясь с прихожанами-лютеранами, посетил Алеутские и Курильские о-ва. Помимо выполнения обычных обязанностей пастора вёл занятия в воскресной школе. В 1845 г. вернулся в Финляндию через Сибирь и Европейскую часть России. Так как маршрут прибытия Сигнеуса на Аляску проходил по морю, через Атлантический и Тихий океаны, в итоге он совершил кругосветное путешествие.
В 1846–1858 гг. служил пастором шведского прихода Святой Катарины и работал директором церковной школы при финском приходе Святой Марии в Санкт-Петербурге. В это время заинтересовался новаторскими направлениями в педагогике, изучал труды Ф. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля. В 1857 г. направил в Сенат Великого княжества Финляндского доклад, посвящённый проекту создания народных школ в сельской местности. Этот проект разрабатывался в связи с соответствующим поручением, данным Сенату императором Александром II. Сигнеус критически отозвался о проекте, предложенном епископатом Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, согласно которому школы должны были создаваться при церковных приходах и давать религиозное образование, и предложил альтернативу. Согласно проекту Сигнеуса, обучение в народных школах должно было стать общеобразовательным, ориентированным на развитие способности мыслить, подготовку учеников к жизни в семье и обществе, включать физическое и трудовое воспитание. Сигнеус считал необходимым обучение финских детей на родном, а не на шведском языке, равное общее образование для мальчиков и девочек, подведомственность школ не церковным приходам, а органам местного административного управления. В докладе Сигнеуса говорилось также о необходимости создания учебных заведений для подготовки школьных учителей – как мужчин, так и женщин.
Доклад получил одобрение, в 1858–1859 гг. Сигнеус по поручению Сената совершил поездку в Швецию, Данию, Пруссию, Австрию, Швейцарию и Нидерланды, где изучал опыт организации школьного образования. Особое внимание он уделял воплощению на практике идей трудовой школы. В 1861 г. Сигнеус был назначен главным инспектором народных школ Великого княжества Финляндского, занимал эту должность до конца жизни. Руководя проведением школьной реформы, педагог делал особый акцент на уроках труда. Сигнеус был инициатором введения ручного труда как обязательного школьного предмета, целью которого является не обучение детей тому или иному ремеслу, а воспитание уважения к физическому труду и приобретение начальных трудовых навыков. Разработанная Сигнеусом система школьного трудового воспитания получила международное признание. В 1863–1869 гг. Сигнеус занимал должность ректора учительской семинарии в Ювяскюля, готовившей к преподаванию в школах как мужчин, так и женщин. Уже при жизни заслуги Сигнеуса получили признание в народе, его стали называть «отцом финской школы». В честь педагога названы улицы, площади и школы в Хельсинки, Хямеэнлинне и Ювяскюля. В Хямеэнлинне, Ювяскюля и Янаккала установлены памятники Сигнеусу.