Шенгелая Ариадна Всеволодовна
Шенгела́я Ариа́дна Все́володовна (груз. არიადნა ვსევოლოდის ასული შენგელაია) (род. 13.1.1937, Ташкент), российская и грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1979), народная артистка РФ (2000).
Отец – Всеволод Эдуардович Шпринк (экономист, этнический немец), мать – Анна Павловна Любимова. В начале 1937 г. родители переехали из Москвы в Ташкент, пытаясь избежать репрессий. Вскоре после рождения Ариадны семья решила вернуться в столицу. В поезде отца арестовали по подозрению в шпионаже (реабилитирован в 1955), жена и дочь возвратились в Москву.
В 1960 г. окончила актёрский факультет ВГИКа (мастерская В. В. Белокурова).
В 1963–1980 гг. в Русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова в Тбилиси. Дебютировала в 1964 г. в роли Анны Франк («Дневник Анны Франк» Ф. Гудрича и А. Хаккета, режиссёр М. Кучухидзе). Среди других ролей: Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, режиссёр А. О. Гинзбург, 1966), Лариса Огудалова («Бесприданница» А. Н. Островского, режиссёр Г. Портер, 1972). Роли в спектаклях А. Г. Товстоногова: Констанция Бонасье («Три мушкетёра», инсценировка М. Г. Розовского по А. Дюма-отцу, 1975), Лидия Горчакова («Проводы» И. М. Дворецкого, 1976), баронесса фон Мюнхгаузен («Полёт жареной утки» Г. И. Горина, 1977), Матильда фон Цанд («Физики» Ф. Дюрренматта, 1977) и др.
В 1969 г. в Московском государственном театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова») исполнила роль Кэтрин Баркли («Прощай, оружие!» по Э. Хемингуэю, режиссёры Гинзбург, О. Я. Чубайс).
Начиная с дебюта в кино – роли Ирины Леднёвой в фильме «Екатерина Воронина» (1957, в титрах под фамилией Шпринк) – создавала образы интеллигентных современниц: Лена Топилина («Люблю тебя, жизнь»!), Лена («Осторожно, бабушка!», оба – 1960), Женя («Увольнение на берег», 1962). Проявляла себя в ролях молодых аристократок: Татьяна Ларина («Евгений Онегин», 1958; приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, 1959), Евгения Гранде («Евгения Гранде», 1960), княгиня Шеина («Гранатовый браслет», 1964), Маша (Выстрел», 1966), княгиня («Не горюй!», 1969). Именно в этом качестве Шенгелая запомнилась зрителям, постепенно начинавшим воспринимать 19 в. с его изысканностью и утончённостью манер как аналог утерянного рая. Холодноватые, полные чувства собственного достоинства героини формировали образ актрисы.
Впоследствии, продолжая оставаться в своём амплуа, исполняла более возрастные роли: Ирина Владимировна («Угол падения»), княгиня Каролина Витгенштейн («Ференц Лист», оба фильма – 1970), Хосефа («Гойя, или тяжкий путь познания», 1971), Кассандра («Дмитрий Кантемир», 1973), княгиня («Синема», 1977), Зайнаб («Золотое руно», 1981), Малика Андреевна («Профессия – следователь», телевизионный, 1982), Мария («Ученик лекаря», 1983), Самборская («Голова Горгоны», 1986). Наиболее убедительной ролью этого периода стал образ разбитной авантюристки Маргалиты («Чудаки», 1973). Здесь актриса в первый и последний раз отказалась от присущей ей суховатой сдержанности манеры исполнения и проявила открытый характерный темперамент.
Сыграла роль Эммы Константиновны в телеспектакле «Перед ужином» В. С. Розова, режиссёр Б. А. Морозов (1980).
Лучшими ролями конца 1990-х – начала 2000-х гг. стали драматические образы, созданные в фильмах «Тишина» (1992, телевизионный) и «Бабий Яр» (2002).
Награждена орденом Чести (2020).
Первый муж – Э. Н. Шенгелая.