Психические, психофизиологические процессы или явления

Сепарация в детско-родительских отношениях

Сепара́ция в де́тско-роди́тельских отноше́ниях, процесс психологического отделения взрослеющего ребёнка от своих родителей, проявляющийся в обретении ребёнком независимости в суждениях, решениях и поступках при сохранении эмоционально тёплых, позитивных отношений с родителями. Результатом процесса становится достижение «взрослым ребёнком» состояния личностной автономии и готовности вступить в отношения психологической близости со значимым другим человеком за пределами семьи. Явление сепарации, как правило, не включает в себя отказ от мировоззренческих и ценностных ориентиров, которые непосредственно передаются от родителей к детям и остаются в культуре относительно неизменными.

Психологическая сепарация описывает изменения, происходящие во взаимоотношениях между родителями и их взрослеющим ребёнком. Ранние работы, в которых делаются первые попытки понять суть явления сепарации, единодушны во мнении, что психологическая сепарация – это процесс освобождения ребёнка от тесных уз взаимоотношений с родителями для достижения автономии, своеобразная борьба и тонкая балансировка между потребностью сохранить отношения, но не быть порабощённым ими (). Более строгое определение психологической сепарации и инструмент для её диагностики были предложены Джеймсом Хоффманом, в работе которого (1984) представлен опросник психологической сепарации Psychological Separation Inventory (PSI). результатов исследований, проведённых с помощью этого опросника, позволила определить структуру феномена сепарации и выделить в ней четыре составляющие: функциональную, аттитюдную, конфликтную и эмоциональную независимость. Функциональная независимость – это способность осуществлять и контролировать свою деятельность и личные отношения, не прибегая к помощи матери и отца. независимость касается представления о себе как об уникальном человеке, имеющем собственные убеждения, ценности и мнения. независимость – это свобода от чрезмерной потребности в одобрении, близости и эмоциональной поддержке. независимость понимается как способность освободиться от чрезмерной вины, и обиды в отношениях с родителями (). Адаптация опросника на российской выборке выполнена В. П. Дзукаевой и Т. Ю. Садовниковой (Дзукаева. 2014).

В дополнение к опроснику PSI для диагностики качества сепарации используется опросник сепарационной тревоги Adult Separation Anxiety Questionary (ASA), созданный В. Маникавасагар с соавторами (); этот опросник отдельно измеряет ключевой – эмоциональный – компонент сепарации. Высокая сепарационная тревога затрудняет отделение, является надёжным маркером незавершенной сепарации и провоцирует людей вступать в нездоровые отношения психологического симбиоза либо проявляется в устойчивой тенденции к разрыву значимых отношений. Адаптация опросника на российской выборке выполнена А. А. Дитюк ().

Психологическая сепарация – это процесс, в котором участвуют обе стороны: и взрослеющий ребёнок, и его родители; при этом инициатором, как правило, является ребёнок. Первые явные признаки начала сепарационного процесса наблюдаются в и проявляются в разных формах протестного поведения (отказ следовать родительским требованиям, стремление к оппозиции, критичность в оценках родителей). Для родителей сепарация взрослеющего ребёнка становится очередной, непростой задачей родительства и знаком приближающегося кризиса «опустевшего гнезда». В процессе сепарации родители совершают свою часть работы, отказываясь от бессознательной установки доминирования. Их задача – принять своего ребёнка как самостоятельную личность со своими границами, правом на собственные решения и автономию. Итогом будут более равные отношения, в которых обе стороны признаю́т убеждения друг друга и уважают их ().

Процесс сепарации затрагивает отдельно отношения с матерью и отношения с отцом и может протекать асинхронно. Отношения с матерью характеризуются большей изначальной близостью, поскольку мать – первый объект ребёнка, соответственно, и сепарация в этом случае протекает сложнее. Дочери чаще сохраняют отношения симбиоза и созависимости с матерью, чем сыновья ().

В отечественных работах к перечню четырёх составляющих психологической сепарации, по Хоффману, добавляется ещё один компонент, отражающий изменения, которые должны произойти в взрослеющего ребёнка, – внутриличностная сепарация. Итогом процесса считается достижение личностной – такого личностного статуса, при котором человек на основе формирует дифференцированный образ себя, позитивное самоотношение, способен определять своё будущее (; ; ; ).

Маркером благополучно пройденного процесса сепарации считается готовность взрослого ребёнка вступить в значимые партнёрские (романтические, супружеские) отношения. М. Боуэн () анализирует переживания и поведение людей, которые не смогли осуществить работу по психологической сепарации от родителей и достичь приемлемого состояния личностной автономии (уровня дифференцированности Я). Он вводит понятие эмоционального разрыва (эмоционального отчуждения и/или физического дистанцирования) как способа снизить непереносимый уровень тревоги в отношениях. Эмоциональный разрыв может принимать форму бегства в отношения или бегства от отношений, либо проявляется в навязчивой потребности менять партнёров отношений.

Психологический смысл межличностного и личностного компонентов психологической сепарации состоит в том, что они позволяют сохранять непрерывной социальную практику воспроизводства значимых межличностных отношений человека.

Психологическая сепарация – культурно-специфичный феномен, она в большей степени характерна для западноевропейской «префигуративной» культуры (). За временной период в 25–35 лет, который разделяет пики социальной зрелости родителя и взрослого ребёнка, культурные практики (технологии) изменяются настолько существенно, что родитель обычно практически не имеет навыков, которыми мог бы поделиться со своим ребёнком. Взрослеющий ребёнок принуждён формировать свой собственный багаж знаний на основе собственного опыта проб, ошибок и успехов. Для традиционных, медленно меняющихся «постфигуративных» культур, которые детерминированы прошлым, типичны заимствование родительского опыта, культ почитания родителей (зависимость от родительского одобрения, следование родительским ожиданиям и требованиям), поскольку опыт старших остаётся актуальным для жизни ребёнка. Но даже в условиях «постфигуративной» культуры взрослеющий ребёнок должен освободиться от тесных эмоциональных отношений с родителями, чтобы иметь свободу вступить в любовные (супружеские) отношения с человеком за пределами родительской семьи. Сепарация как культурный феномен способствует развитию новых социальных практик и технологий и ускоряет процесс цивилизационного развития.

  • Психологические концепции
  • Психологические термины
  • Психические процессы