Сапрыкин Владимир Александрович
Сапры́кин Влади́мир Алекса́ндрович (род. 1935, село Антоновка Исилькульского района Омской области), советский религиовед, исследователь протестантизма в СССР, доктор философских наук. Участник полевого изучения религиозности в Пензенской области РСФСР (1960-е гг.) и Карагандинской области Казахской ССР (1970-е – начало 1980-х гг.).
В 1970 г. в Институте научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук «Роль субъективного фактора в процессе преодоления религии в условиях социализма». В 1978 г. там же защитил докторскую диссертацию «Проблемы формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения в условиях социалистического города» (специальность 09.00.06 – научный атеизм).
После окончания историко-филологического отделения педагогического института в Петропавловске Казахской ССР (1959) – учитель истории в средней школе в г. Балхаш, в 1960–1965 и 1967–1968 гг. – лектор и заведующий отделом пропаганды и агитации Балхашского горкома КПСС Карагандинской области Казахской ССР, в 1965–1966 гг. – главный редактор газеты «Балхашский рабочий». В 1970–1980 гг. руководитель лекторской группы, заведующий отделами науки и учебных заведений, пропаганды и агитации Карагандинского областного комитета КПСС. В 1980–1991 гг. – инструктор, лектор, заведующий сектором отдела пропаганды ЦК КПСС, заведующий Всесоюзным домом политического просвещения при ЦК КПСС, руководитель Информационно-политического центра ЦК КПСС.
После расформирования структур КПСС в октябре 1991 г. перешёл на преподавательскую работу: профессор и заведующий кафедрой культурологии Московского института электронного машиностроения [с 1993 – Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)]. С 2011 г. на пенсии. До 2000 г. являлся кандидатом в члены ЦК КПРФ. Один из организаторов Общероссийской общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО), ныне не участвует в работе руководящих органов объединения. Член редакционно-издательского совета журнала «Марксизм и современность».
В публикациях Сапрыкина трансформации религии в СССР рассматриваются сквозь призму процессов социалистической урбанизации. Попутно он описывал явления, характерные для отечественного протестантизма (евангельские христиане, баптисты, пятидесятники), в официальной терминологии советского времени «протестантского сектантства», которое наряду с миссионерской активностью демонстрировало готовность адаптироваться к научным достижениям, стандартам образования, бытовым новшествам. По мнению Сапрыкина, протестанты, проживавшие в индустриальных городах центральных областей Казахской ССР, являли пример промежуточного образа жизни между городским и сельским населением, не интегрируясь в городскую советскую жизнь. В работах Сапрыкина отмечается этническая изолированность протестантских, а также римско-католических общин в условиях Казахстана, костяк которых составляли на тот момент этнические немцы. По косвенным указаниям мест «исхода» последователей этих общин (например, малой родиной многих карагандинских немцев называются Крым и юг Украины) читатель может составить представление о специфике миграционных процессов Казахстана в 1940–1950-х гг., которые стали результатом централизованных депортаций по этническому, религиозному или социальному признакам.
В большинстве работ Сапрыкина ограниченно и отрывочно представлены материалы социологических исследований, проводившихся как им самим (в 1960-х гг. в Пензенской области, в 1970-х – начале 1980-х гг. в Казахской ССР), так и другими учёными на территории разных союзных республик. Примечательно, что вышедшие в Москве книги отличают большая информативность и качественный анализ материалов социсследований, которые проводились автором в Карагандинской области. Среди же изданий, вышедших в Казахстане, приводятся ссылки на архив отдела агитации и пропаганды Карагандинского обкома КП Казахской ССР за 1971–1975 гг., с крайне отрывочным и ограниченным при этом использованием конкретных сведений из тех исследований, которые проводились под эгидой партийных органов. Автор в своих работах приводит уникальный и, пожалуй, первый в СССР пример проведения анкетирования верующих Карагандинской общины Церкви христиан адвентистов седьмого дня, которое предпринял по собственной инициативе её пастор.