Самообразование
Самообразова́ние, образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. В России многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации в помощь самообразованию создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863–1866 гг. в Санкт-Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование», в 1893 г. в Москве создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегчённые программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Санкт-Петербурге (1891) при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н. А. Рубакина, Н. И. Кареева и др. В 1892 г. группой московских учёных во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знаний». В начале 20 в. большое распространение получили книги Рубакина – «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1–3, 1911–1915). Значительную роль в развитии самообразования играли различные общества, курсы и народные университеты.
Известен ряд имён в науке и культуре, не получивших систематического образования: археолог Г. Шлиман, этнолог Э. Тайлор, художник Н. Пиросманашвили. Чаще встречаются случаи, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Например, этнолог Ф. Боас получил физическое образование; его ученица М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование.