Строительство Крымского моста
Строительство Крымского моста. Впервые идея строительства транспортного перехода через Керченский пролив появилась больше 100 лет назад. Первым её описал инженер В. Д. Менделеев (сын создателя периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева), его работа «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива» была опубликована после смерти автора в 1899 г. В 1903 г. идеей строительства моста через пролив заинтересовался император Николай II. Лучшие российские инженеры разработали проект «Керченского переезда» (маршрут через Тузлинскую косу) к 1910 г., однако начавшаяся Первая мировая война 1914–1918 гг. помешала созданию железной дороги через пролив.
В 1944 г. были возведены основные конструкции Керченского железнодорожного моста протяжённостью 4,5 км (от мыса Чушка по километровой каменной дамбе и далее через пролив до Еникальского п-ова), но, запроектированный как временная конструкция и с ошибками при строительстве, в конце февраля 1945 г. мост был повреждён льдом из Азовского моря. С 1947 по 1950 гг. велись подготовительные работы для строительства постоянного моста, но они были прекращены и началось сооружение паромной переправы (действовала с 1954 по 2020).
Строительство моста обсуждалось правительством Украины в начале 1990-х, в 2006 и 2008 гг. (в том числе как части кольцевой автодороги вдоль черноморского побережья). Проектирование и строительство моста были также включены в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года».
После присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 г. создание моста стало иметь огромное значение: мощности переправы не удовлетворяли возросший спрос, к тому же её использование сильно зависело от погодных условий. 30 января 2015 г. исполнителем работ по проектированию и строительству была назначена компания «Стройгазмонтаж», проектная документация разработана компанией «Гипростроймост – Санкт-Петербург», строительные работы начались в феврале 2016 г. Официальное открытие автодорожного моста состоялось 15 мая 2018 г., 16 мая мост открыли для транспорта, к вечеру этого дня по мосту проехали около 14 тыс. транспортных средств, за первый месяц – более миллиона автомобилей. 23 декабря 2019 г. прошла церемония открытия движения по железнодорожному мосту и состоялось отправление первого пассажирского поезда «Москва – Симферополь», который пересёк Керченский пролив ночью 25 декабря (грузовое движение открыто с 30 июня 2020). Железнодорожный мост входит в состав Крымской железной дороги.
Транспортный переход начинается на Таманском п-ове, проходит по 5-километровой дамбе и о. Тузла, пересекает Керченский пролив, огибает мыс Ак-Бурун и заканчивается в Керчи. Это самый длинный мост в России.
Два параллельных моста – автодорожный и железнодорожный – проходят эстакадами, пролёты (длиной от 55 до 63 м; судоходные – 227 м) стоят на 595 опорах.
Автодорожный мост представляет четырёхполосную скоростную дорогу с расчётной скоростью движения 120 км/ч и фактической максимальной разрешённой скоростью движения 90 км/ч. Пропускная способность моста – 40 тыс. автомобилей в сутки; действующий рекорд суточного трафика составляет 36393 автомобиля (установлен 16 августа 2020). Железнодорожный мост является бесстыковой двухпутной железной дорогой; рассчитан на движение поездов массой до 7,1 тыс. т со скоростью до 120 (для пассажирских поездов) или 80 (для грузовых) км/ч. Ожидаемая пропускная способность в первый год эксплуатации – 47 пар поездов в сутки.
Проектная сейсмоустойчивость моста рассчитана на землетрясение до 9 баллов. Крымский мост является стратегическим объектом первой категории и охраняется системой ПВО.