Балина Анна Чекчеевна
Ба́лина А́нна Чекче́евна (род. 15.4.1938, село Усть-Куйга, Усть-Канский аймак, Ойротская автономная область, ныне Усть-Канское сельское поселение, Республика Алтай), российская актриса, певица, режиссёр, сценарист, заслуженная артистка РСФСР (1982).
Её отец, Чекчей Балин, сельский культработник, играл на гармони и на алтайских народных музыкальных инструментах; мать – колхозница.
Окончив школу, работала заведующей сельским клубом, в 1958–1959 гг. солистка Ансамбля песни и танца Горного Алтая под руководством А. М. Ильина.
Одной из первых алтайских женщин получила театральное образование: в 1963 г. окончила ГИТИС (курс режиссёра И. М. Раевского). В том же году вернулась на родину, вела концертную деятельность: в межрайонной концертной бригаде ставила спектакли и концертные программы и выступала в них. Работала с коллективами художественной самодеятельности в сёлах Кош-Агач, Яконур. С 1972 г. играла в спектаклях Экспериментальной театральной бригады при областном концертном бюро, которые демонстрировались в населённых пунктах Горно-Алтайской автономной области и Алтайского края.
С 1977 г. актриса основанного в том же году Горно-Алтайского областного национального драматического театра (ныне Алтайский национальный драматический театр), дебютировала в первом спектакле театра – «Золотая заря» П. В. Кучияка в роли Баланки (1978). Сыграла здесь около 65 разноплановых ролей (драматические, комедийные, характерные) на русском и алтайском языках; среди них: Толгонай в спектакле «Материнское поле» (по одноимённой повести Ч. Т. Айтматова; 1979, 1995, 2004), Танкабике («В ночь лунного затмения» Мустая Карима; 1978, 2012), Клавдия Васильевна («В поисках радости» В. С. Розова; 1981), Василуца («Каса маре» И. Друцэ; 1982); роли в алтайском репертуаре – Кин-Эне Эштен («Месяц малой жары» М. Г. Назаровой по мотивам повести «Горные духи» Б. Укачина), Дьана (по повести «Голова жеребца» Д. Каинчина), Дьиламаш-Пелагея («Женитьба Абайима» А. Адарова), Энекей («И взойдёт твоя заря» К. Кошева). В числе ролей последних лет: Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 2007), Найман-Ана [«Кабай» («Колыбель»), по повести «И дольше века длится день» Айтматова, 2018], Мать солдата (спектакль «Боевая слава Горного Алтая», посвящённый памяти 25 Героев Советского Союза из Ойротской автономной области; 2019).
В 1986 г. дебютировала как режиссёр-постановщик и сценарист, среди её работ: детский спектакль «Ырысту» («Счастье») С. Санашева (1986); постановки собственных пьес, созданных на основе сказок, обрядов и обычаев алтайского народа, – «Мать, очаг, огонь» (1993), «Алтайские благопожелания» (1994), «Сыргалjы» («Молодая невеста»; 1995), «Байлыгым» («Сокровенное»; 2003); спектакль «Шулмус» Ч. Енчинова (2006; поставлен совместно с Э. Иришевой). В своих работах на алтайскую тематику Балина использует знание богатого национального материала.
В 2000–2007 гг. художественный руководитель театра. В годы её руководства театр гастролировал в крупных культурных центрах, спектакль «Байлыгым» показан на Международном театральном фестивале в Стамбуле (2004) и Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» в Казани (2005).
В 2022 г. в Национальном драматическом театре (с 2008 имени П. В. Кучияка) поставлен спектакль «Агару экпин» по одноимённой пьесе А. Ч. Балиной (написана по мотивам рассказа Д. Маскиной «Кöгöл Мÿркÿт уйазы» об истории древнего алтайского рода меркит; режиссёр Б. Манджиев).
Сценарии спектаклей «Сыргалjы», «Байлыгым», пьеса «Агару экпин» и стихи А. Ч. Балиной вошли в её сборник «Кӱн-каајы ӧскӧн Алтайда» («Алтай, где цветут огоньки»; 2019).
Национальная премия «Золотая маска» (специальная премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», 2021).
Почётный гражданин Республики Алтай (2009). Награждена высшим орденом Республики Алтай «Тан Чолмон» («Утренняя звезда», 2013).