Реквиц Андреас
Ре́квиц Андре́ас (Andreas Reckwitz) (род. 18.3.1970, Виттен, Северный Рейн-Вестфалия), немецкий социолог, ведущий социальный и культурный теоретик современной Германии, широко известный своими исследованиями новых форм субъективности, креативности и сингулярности. Профессор общей и культурной социологии Университета Констанца (2005–2010). Профессор сравнительной социологии культуры Европейского университета Виадрина Франкфурта-на-Одере (2010–2020). С 2020 г. – профессор общей и культурной социологии Берлинского университета имени Гумбольдта. Автор книг «Гибридный субъект: Теория культур субъективности от буржуазного модерна к постмодерну» (2006), «Изобретение креативности: К процессу общественной эстетизации» (2012), «Общество сингулярностей: к структурным изменения модерна» (2017) и др. В качестве публичного интеллектуала активно выступает в различных медиа.
Окончил гимназию в г. Дортмунд. Учился в университетах Бонна, Гамбурга и Кембриджа, где изучал социологию, философию и политологию. В Кембриджском университете в 1994 г. получил степень магистра философии в области социальной теории под руководством Э. Гидденса. Первую докторскую диссертацию защитил в Гамбургском университете на тему «Трансформация культурных теорий». Габилитировался там же в 2005 г. В качестве приглашённого исследователя работал в Калифорнийском университете в Беркли, Лондонской школе экономики и политических наук и Университете Гейдельберга. Приглашённый профессор в венском Институте высших исследований, университетах Билефельда, Санкт-Галлена и Виттена/Хердекке.
Автор и редактор более 15 книг, среди которых последними вышли «Конец иллюзий: Политика, экономика и культура в эпоху позднего модерна» («Das Ende der Illusionen: Politik, Ökonomie und Kultur in der Spätmoderne», 2019) и «Поздний модерн в кризисе: для чего нужна теория общества» («Spätmoderne in der Krise: Was leistet die Gesellschaftstheorie?» 2021; в соавторстве с Х. Розой). В рамках немецкой академии Реквиц считается «одним из ведущих и наиболее оригинальных современных социальных диагностов, который предложил широкий и детальный анализ современных западных обществ, связав воедино социологические исследования повседневности, труда, потребления и вплоть до цифровой субъективации» (DFG, 2018).
Лауреат нескольких престижных премий, в том числе премии Биржевого союза немецкой книготорговли (2014, 2018), Баварской книжной премии (2017). За свои заслуги в социологическом просвещении в 2019 г. Реквиц получил главную научную награду Германии – премию Немецкого исследовательского сообщества имени Г. В. Лейбница.
В Германии Реквиц является видным представителем культурного поворота рубежа 20–21 вв., в ходе которого социальные науки всё больше превращаются в науки о культуре с фокусом на конституировании социального мира посредством символических систем. Начиная с первых работ Реквиц реализует эту исследовательскую программу в социальных науках как теоретико-систематически, так и теоретико-исторически. Так, уже в ранних трудах он подчёркивает специфику и преимущества культурных теорий по сравнению с традиционными версиями социальной теории. При этом его сочинения привлекли внимание не только профессиональных социологов, но и широкой общественности комплексностью предлагаемого анализа современных западных обществ, в котором используются достижения различных социальных и гуманитарных наук – от урбанистики до эстетики.
Центральная тема Реквица – становление модерной субъективности, которую он анализирует на широком историческом материале культурных практик и дискурсов начиная с 18 в. Понимание этой проблематики он углубляет в работах, посвящённых «изобретению креативности» в ходе процесса эстетизации социального мира – вплоть до сфер труда и потребления. Изучая общественную динамику на различных примерах (искусство, развитие городов и т. д.), Реквиц реконструирует логику, соединяющую субъективные стремления к креативности с социальным императивом быть креативным.
Апофеозом исследовательского проекта Реквица стала работа «Общество сингулярностей» («Die Gesellschaft der Singularitäten», 2017), в которой он подробно описывает превращение индустриального общества эпохи модерна в экономику знаний, или культурный капитализм, основанный на стремлении индивида умножить собственный «капитал сингулярности». Социолог реконструирует радикальную трансформацию, в ходе которой социальная логика всеобщего сменилась логикой сингулярного: отныне ценным является не универсальное, а единичное, неповторимое и исключительное. На основе этой «революции аутентичности», делающей всё особое и уникальное социально и экономически значимым, он предлагает альтернативную социальную стратификацию в виде новых восходящих (образованные жители мегаполисов) и нисходящих (прекариат сектора услуг) классов в обществе позднего модерна. Ядром современной политики идентичности Реквиц считает «диспозитив креативности», в рамках которого формируются идеи и интересы сегодняшних носителей «массовой культуры особенного», ставшей технически возможной в результате цифровизации жизненного мира.
В своих последних работах Реквиц дополняет свой анализ социокультурных трансформаций современных обществ изучением их общественно-политических импликаций, среди которых он выделяет дискредитацию наивно-прогрессистских нарративов, основанных на вере в победу либеральной демократии и рыночной экономики западного типа, а также в неизбежную культурную эмансипацию и плюрализацию стилей жизни. Реквиц показывает глубину структурных изменений в современных обществах, позволяющих говорить о переходе индустриального модерна в поздний модерн, сопровождаемом новыми поляризациями и парадоксами: в новую кризисную эпоху перманентных кризисов социальный прогресс массово вызывает разочарование и неудачи у значительных групп населения. Говоря о прощании с иллюзиями предыдущих эпох, он имеет в виду прежде всего кризис либерализма и призывает к поискам новой политической парадигмы.
Реквиц прямо обращается к политической повестке дня современных западных обществ («Брекзит», президентство Д. Трампа и т. д.), переживающих структурное ослабление значимости традиционных либеральных ценностей перед лицом усиливающегося популизма как левого, так и особенно правого толка. По мнению учёного, нынешний кризис либерализма вызван той гипердинамизацией, которая происходила на Западе с 1980-х гг. в результате синтеза неолиберализма с леволиберальными ценностями. При этом открытым является вопрос о том, какие контуры мог бы принять «включающий либерализм», который должен прийти на смену парадигме тотальной дерегуляции и предложить эффективную альтернативу популистским движениям.
Реквиц призывает современников к интеллектуальной трезвости в условиях, когда текущая общественная ситуация уже не позволяет ни принимать на веру прежние нарративы о бесконечном прогрессе, ни впадать в крайний алармизм. В своих исследованиях нынешних западных обществ он показывает, что простые решения уже в любом случае невозможны и лишь способность принимать и продуктивно работать с амбивалентными ситуациями может стать значительным преимуществом в условиях позднего модерна.