Реальное образование
Реа́льное образова́ние, тип общего образования, основу которого, в отличие от классического образования, составляли предметы естественно-математического цикла; вместо древних языков изучались новые. Возникло в начале 18 в. главным образом в Германии и России (см. в статье Реальное училище), хотя связанные с ним идеи высказывались ещё в 16–17 вв. С особой силой движение за осуществление реального образования развернулось с середины 19 в. На необходимость включения в школьные курсы практически полезных знаний указывали Я. А. Коменский, Дж. Локк, представители пиетизма и филантропизма, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. В конце 19 в. теоретическим обоснованием реального образования стала философия позитивизма, однако её педагогическая интерпретация на практике приводила к проповеди утилитаризма в обучении (Г. Спенсер и др.). Аналогичный подход к целям реального образования проявлялся в концепциях прагматистской педагогики (Дж. Дьюи и др.). В России принципы реального образования были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система реального образования получила по Положению Министерства народного просвещения 1839 г.: для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы. Важным этапом в развитии реального образования стала школьная реформа 1864 г., в ходе которой были учреждены 7-классные реальные гимназии, в 1872 г. их преобразовали в реальные училища. Распространению этого типа образования содействовали также создававшиеся с середины 1890-х гг. коммерческие училища. В начале 20 в. под давлением общественного мнения «реалистам» было предоставлено право поступления на физико-математические и медицинские факультеты университетов (со сдачей дополнительного экзамена по латинскому языку). В процессе формирования в 1920-х гг. в СССР единой трудовой школы реальные учебные заведения как тип общеобразовательной школы прекратили существование.