Филантропизм
Филантропи́зм (от греч. φιλάνϑρωπος – друг человека), педагогическое течение в Германии, возникшее во 2-й половине 18 в. под значительным влиянием идей французского Просвещения и в первую очередь Ж.-Ж. Руссо. Его представители – И. Б. Базедов, И. К. Гутс-Мутс, Х. Г. Зальцман и др. – ставили своей задачей коренное изменение существовавшей системы воспитания и обучения, главным недостатком которой считали господство зубрёжки и вербализма. Филантрописты стремились связать обучение с природой и жизнью, сделать его для детей радостным. Для реализации этих идей были созданы филантропины – своеобразные школы-интернаты; первый был открыт в 1774 г. И. Б. Базедовым в Дессау и предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т. к. за содержание и обучение взималась высокая плата. Принимались и дети бедных родителей за счёт благотворительных пожертвований. Курс обучения предусматривал возможность дальнейшего образования пансионеров в университете. В филантропинах были впервые разработаны школьные системы занятий гимнастикой, ручным трудом, чтения детской литературы. Филантрописты содействовали улучшению преподавания педагогических дисциплин в учебных заведениях, первая кафедра педагогики создана Э. Х. Траппом в Галльском университете (начало 1780-х гг.). Педагогические идеи и опыт филантропистов использовали в конце 19 в. сторонники нового воспитания. В России реализация идей филантропизма началась в 1768 г. Педагогическая система И. Б. Базедова привлекла внимание императрицы Екатерины II. На осуществление его проектов были пожертвованы значительные средства. Однако к концу 1770-х – началу 1780-х гг. стало ясно, что филантропин не может служить образцом для организации школьного образования в России, но интерес к методам преподавания отдельных предметов Екатерина II сохранила и в 1784 г. пригласила в Санкт-Петербург сподвижника И. Б. Базедова, создателя оригинальной методики преподавания иностранных языков Х. Г. Вольке. В 1780-х гг. методика И. Б. Базедова применялась в Главном немецком училище Святого Петра (Петершуле) в Санкт-Петербурге. В России были восприняты лишь отдельные методические стороны этого педагогического течения. Теоретические работы представителей филантропизма в России не издавались. Сочинения филантропистов, опубликованные на русском языке в конце 18 – 1-й половине 19 вв., относятся исключительно к детской и учебной литературе.