«Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще»
«Разу́мные мы́сли о Бо́ге, ми́ре и душе́ челове́ка, а та́кже о всех веща́х вообще́» (нем. «Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt»; «Немецкая метафизика», «Deutsche Metaphysik»), одна из основных работ Х. Вольфа. Написана и впервые опубликована в 1719 г. в Галле. Быстро стала предметом жёсткой критики со стороны пиетистов, окончившейся изгнанием Вольфа из Пруссии в 1723 г. Ответной реакцией на выпады со стороны пиетистов была некоторая доработка последующих изданий книги «Немецкая метафизика» за счёт добавления полемических вставок и разъяснений, не содержавшихся в 1-м издании, что не привело к существенному видоизменению содержания сочинения.
Структура работы
Работа восходит к аристотелевской модели деления первой философии и состоит из 6 глав: «Как мы познаём, что мы существуем и чем нам это знание полезно» (§ 1–9), «О первых основаниях нашего познания и всех вещах вообще» (§ 10–190), «О душе вообще и что именно мы в ней воспринимаем» (§ 191–539), «О мире» (§ 540–726), «О сущности души и духа вообще» (§ 727–927), «О Боге» (§ 928–1089).
Глава 1. «Как мы познаём, что мы существуем и чем нам это знание полезно»
Эта глава включает всего 9 параграфов. Её основная задача – установление некоей начальной абсолютно достоверной отправной точки размышлений, что позволяет заложить прочный фундамент последующих философских построений. Такой отправной точкой в лучших традициях рационализма, заложенных еще Р. Декартом, оказывается несомненный факт нашего собственного существования. Как и Декарт, наше существование Вольф заключает из факта нашего сознания. В конечном итоге доказательство Вольфа выглядит следующим образом (§ 6):
Тот, кто сознаёт себя и другие вещи, тот существует.
Мы сознаём самих себя.
Следовательно, мы существуем.
Х. Вольф приписывал этому доказательству статус демонстрации и полагал, что оно выводит истину нашего существования с достоверностью, сравнимой с математической.
Глава 2. «О первых основаниях нашего познания и всех вещах вообще»
Центральным предметом рассмотрения во 2-й главе является понятие вещи и различные модусы её существования. В этом разделе мы находим пояснения основных онтологических понятий. Вещь определяется как всё то, что возможно, вне зависимости от того, существует ли оно действительно или нет (§ 16). Возможное определяется как то, что не содержит в себе никакого противоречия (§ 12), и выводится из логического закона противоречия (§ 10). Действительное оказывается производным от возможного и является осуществлением возможного (§ 14). Основанием существования вещи (т. е. переходом её из возможного в действительное) является закон достаточного основания, сформулированный Вольфом следующим образом: «Всё, что существует, должно иметь достаточное основание, почему оно существует» (§ 30). Необходимым является то, противоположность чего содержит в себе противоречие (§ 36). Противоположностью необходимого является случайное, определяемое как то, «противоположное чему так же может существовать или то, чему противоположное не противоречит» (§ 175). Сущность вещи – это то, в чём заключается основание других присущих вещи свойств (§ 33). Вещи подразделяются Вольфом на существующие сами по себе (субстанции) и существующие посредством других вещей (§ 114). Также Вольф рассматривает и другие классификации вещей: возникающие сразу и постепенно, конечные и бесконечные, вечные и существующие во времени, действующие и претерпевающие и т. д. В поле рассмотрения попадают также такие понятия, как пространство, время, сила, причина, место, порядок, вид и род, состояния (внешнее и внутреннее) и др. Важное значение имеет предлагаемое в этом разделе определение одного из центральных для философии Вольфа понятий – совершенства, которое представляется как «согласие многообразного» (§ 152).
Глава 3. «О душе вообще и что именно мы в ней воспринимаем»
В этом разделе Х. Вольф рассматривает процесс познания и познавательные способности души. Душа определяется как вещь, которая осознаёт себя и другие вещи вне себя (§ 192). Те изменения души, которые она сознаёт, Вольф называл мыслями (§ 194) и делил их на ясные и тёмные (§ 198). Ясные – это те мысли, которые мы отчётливо осознаём и можем отличить от других мыслей. В случае тёмных мыслей этого не происходит. Отдельно выделяются отчётливые мысли, с которыми мы имеем дело тогда, когда можем определять и сообщать другим различия в том, о чём мы мыслим (§ 206). Вольф также рассматривал разные способности души: сила воображения, способность выдумывать, искусство изобретать, память, внимание, обдумывание, а также способность ощущать (чувства). При этом ощущения определяются Вольфом как мысли, «которые имеют основание своих изменений в органах нашего тела и вызываются внешними телами вне нас» (§ 220). Особое внимание уделяется рассудку, определяемому как «способность отчётливо представлять возможное» (§ 277). При этом отчётливость и неотчётливость знаний определяется Вольфом по источнику их происхождения: знания, имеющие своим источником рассудок, являются отчётливыми § 282), тогда как знания, происходящие из чувств, – неотчётливыми (§ 277). Если знания полностью очищены от всего чувственного (т. е. тёмного и неотчётливого), то они – чистые (§ 282). Разум выделяется Вольфом в отдельную душевную способность и определяется как «понимание или способность усмотрения связи истин» (§ 368). В задачи разума также входит постижение основания: почему может быть то или другое (§ 381).
В этой главе Вольф также рассматривал проблему достоверности. Достоверность нашего знания есть понятие о возможности и действительности суждения (§ 389), тогда как недостоверность – это знание о недостаточности представления о возможности и действительности нашего суждения, но не отсутствие такового представления (§ 392). Если вывод основывается на таких посылках, правильность которых не полностью достоверна, то такое знание есть мнение, свидетельствующее о недостатке разума (§ 384–385).
Ещё одна способность души – воля. Она определяется как «склонность души к вещи ради блага, которое мы, по нашему мнению, в ней воспринимаем» (§ 492). Таким образом, воля, по мысли Вольфа, всегда должна иметь в качестве основания представление о благе или зле, что даёт ему возможность включать волю в сферу действия закона достаточного основания. Эти представления, имеющиеся у воли и являющиеся основаниями действий человека, Вольф называет мотивами (§ 496). В конечном счёте он не только не видит в своём варианте подведения воли под закон достаточного основания нарушения свободы человека и подрыва нравственности и морали, но, напротив, полагает, что только такой подход и может служить надёжной, достоверной опорой морального учения (§ 521). В этом же разделе Вольф дал определения блага и зла. Благо есть то, что «совершенствует нас и наше состояние» (§ 422), тогда как злом называется то, «что делает нас и наше состояние менее совершенным» (§ 426).
Глава 4. «О мире»
Четвёртая глава посвящена проблеме того, что есть мир. Мир определяется Х. Вольфом как «ряд изменяющихся вещей, которые существуют наряду друг с другом или друг за другом следуют, а в совокупности друг с другом связаны» (§ 544). Важным свойством мира оказывается единство, основанное на связности вещей, входящих в его состав, в пространстве и времени (§ 549). Другое важное свойство мира – его случайность и случайность всех его событий, которые происходят только потому, что мир существует (§ 577). Действительное существование вещей в мире объясняется в соответствии с законом достаточного основания. В этой главе подробно рассматриваются основные положения философии Г. В. Лейбница (закон неразличимого, понятие монады, учение о предустановленной гармонии), получающие одобрение Вольфа. В этой главе Вольф также выразил взгляды на мир как на машину, т. к. мир является составной вещью, изменения которой основаны в способе соединения её частей, что и является определением машины (§ 557). Этот взгляд на мир позволяет характеризовать космологические взгляды Вольфа как разновидность механицизма. В главе рассматриваются также понятия материи, тела, природы и порядка природы, а также чуда, которое определяется как сверхъестественное действие, которое не находит основания в сущности и силе тел и мира как их совокупности, а следовательно, недоступно объяснению из сущности вещей и их сил.
Глава 5. «О сущности души и духа вообще»
В 5-й главе Вольф продолжает рассмотрение души, её природы и способностей. Внимание уделяется проблеме взаимодействия души и тела. Рассматривается проблема декартовского дуализма и концепция естественного влияния. В конечном итоге сам Вольф объясняет взаимодействие души и тела ссылкой на лейбницианское учение о предустановленной гармонии, которая не может существовать без творца мира и природы, т. е. Бога.
Глава 6. «О Боге»
Последняя глава работы «Немецкая метафизика» посвящена рассмотрению Бога и его свойств. Бог рассматривается как causa sui, абсолютно необходимая первосущность, являющаяся основанием существования мира и души. Бог обладает как разумом, так и свободной волей. Именно совершенство разума и воли Бога приводит к тому, что он творит самый совершенный мир из возможных. Сотворение мира, таким образом, представляется в терминах перевода мира из состояния возможного в состояние действительно существующего. При этом совершенство разума Бога приводит к тому, что он отчётливо познаёт всё возможное и то, что из возможного является самым совершенным. И именно совершенство одного из возможных миров является основанием, по которому Бог делает именно его действительным. Таким образом, Вольф утверждал, что воля Бога имела определённый мотив для сотворения именно этого мира. И этим мотивом было совершенство одного из возможных миров. Это в свою очередь делает Бога подчинённым действию закона достаточного основания, в чём оппоненты Вольфа усматривали ограничение свободы воли Бога, за чем следовали обвинения в атеизме и подрыве основ морали и нравственности. Вольф не видел оснований к таким обвинениям. Свобода воли не ограничивается, т. к. мотив, определяющий предпочтение одного из миров, порождается рассудком самого Бога, а следовательно, мы не можем говорить в данном случае о каком-либо принуждении к сотворению мира. Кроме того, выбор Бога в пользу совершенства является добровольным, что также исключает возможность отрицания его свободы воли. Вольф рассматривал также проблему сохранения мира и природу сохраняющей мир силы Бога, природу Божественной благодати. Также Вольф относит к таким традиционным качествам Бога единство, постоянство, благость, бесконечность, неизменность, неподверженность аффектам, блаженство, справедливость и др.
Влияние
«Немецкая метафизика» Х. Вольфа оказала огромное влияние на последующее развитие немецкой философии. Написанная на немецком языке, она стала важным шагом на пути формирования немецкого философского языка. Не менее важной оказалась предлагаемая Вольфом структура метафизики, чётко подразделяемой на онтологию, психологию, космологию и теологию. Это подразделение стало традиционным и использовалось на протяжении всего 18 в., найдя своё отражение в том числе и в «Критике чистого разума» И. Канта.